Еврейский Калейдоскоп. Глава Ницавим.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В каком стихе в нашей главе первые буквы четырех подряд идущих слов – те же что и в слове «Шофар» (хотя в другом порядке)? А в каком стихе в Танахе четыре первые буквы слов подряд составляют Шофар в том же порядке?

Нашу главу всегда читают перед Рош Ашана, и в стихе (29:17): «Быть может, есть среди вас мужчина или женщина, или семейство, или колено, сердце которого уклоняется сегодня от Господа, Б-га нашего, чтобы идти служить божествам тех племен; быть может, есть среди вас корень, плодящий яд и полынь», последние 4 слова: ùÑÉøÆùÑ ôÌÉøÆä øÉàùÑ åÀìÇòÂðÈä подсказывают «Шофар». В Хумаше нет больше стихов, где 4 первые буквы подряд те же, что и в слове Шофар. (Насчет значения этого и следующего стиха, см. что мы написали от имени Рамбана и ГР). А во всем Танахе есть один стих, четыре первые буквы слов подряд составляют Шофар в том же порядке àÅéï ùÒÈèÈï åÀàÅéï ôÌÆâÇò øÈò  (Мелахим 1:5:18, см. Тур, Орах Хаим 585), кстати мы перед трублением Шофара говорим 6 стихов начинающиеся буквами ÷ø"ò ùè"ï).

Слово Брит (союз) упоминается в Торе много раз, и в том числе в нашей главе. А какова его этимология, и почему сделать союз называется (см. Деварим 29:13) «лихрот брит» (дословно «отрезать» союз)?

Есть много предположений на этот счет, одна из возможностей, что Б-Р-Т связан с корнем Б-Т-Р – рассекать. Это слово упоминается в «Брит Бен Абетарим», когда Авраам рассекал животных, и сделал союз с Творцом (см. Раши, Деварим 29:11, см. также подробнее статью Митчела Фирста «The origin of the wordbrit’ - covenant» для других объяснений). Это также объясняет выражение «отрезать» союз.

Какая фундаментальная мицва описана в нашей главе, и имеет особенное отношение ко времени, когда эту главу читают?

Разумеется, заповедь раскаяния! «И будет когда сбудутся над тобой все эти слова, благословение и проклятие, которые я изложил пред тобою, и примешь к сердцу твоему среди всех племен, куда удалил тебя Господь, Б-г твой. И возвратишься ты к Господу, Б-гу твоему, и слушать будешь Его голоса во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и твои дети, всем сердцем твоим и всею душою твоей». Мы читаем это главу перед Рош Ашаной и вспоминает о заповеди Тшувы.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

В оба дня Рош Ашаны, мы читаем отрывки из Торы из Книги Берешит. А в какие еще праздники читают отрывки из Берешит? А какой отрывок читали согласно более раннему обычаю?

Никогда больше мы не читаем в праздники отрывки из Книги Берешит. Более того, согласно более старому обычаю, упомянутому в Мишне в трактате Мегила, и в Рош Ашану читали отрывок про сам праздник, из Книги Вайикра. Тем не менее, Талмуд сообщает, что в «наше время» принято читать отрывки из Берешит. Хотя они не упоминают открыто Рош Ашашну, видимо особую роль в этом выборе сыграло их символическое значение: напоминание про рождение Йицхака и Акеда. (Кстати, книга Берешит в каком то смысле подсказывает Рош Ашану, ведь áøàùéú  - те же буквы, как á à' úùøé – первого Тишре).

А какие выбраны Хафторы для двух дней Рош Ашаны и почему?

Хафтора первого дня – про рождение Шмуэля. Его мама Хана, также как и Сара была пророчицей, и тоже очень долго молилась, прежде чем в Рош Ашану Творец вынес ей приговор, что она родит сына. Во второй день, мы читаем Хафтору из пророка Йирмияху, где упоминается, как Творец все еще любит изгнанников «Эфраима» (Десяти потерянных колен), и кончается стихом, который мы упоминаем в молитве Мусаф.

В законах Десяти Дней Раскаяния, Рема цитирует идею на базе стоимости жертвы Ашам. Какую?

Рема пишет, что когда не уверен, совершил ли грех, нужно еще больше раскаиваться, чем когда точно его совершил. И также жертва Ашам Талуй, которую приносил тот, кто не уверен, что совершил проступок, стоила дороже обычной жертвы за грех – Хатаат.

Ответы на вопросы по Халахе:

Если во время Биркат Амазон в Рош Ашану забыли Яале Веяво, нужно ли возвращаться?

Сефардим вообще не возвращаются в Йом Тов, если забыли Яале Веяво (кроме ночи Песаха и Суккота). А вот для Ашкеназим, по многим мнениям если забыли Яале Веяво ночью в Рош Ашану, то нужно вернуться, а если днем – то ненужно. (А многие Ашкеназские женщины следуют мнению Р. Акивы Эйгера, что им не нужно возвращаться в Йом Тов, кроме ночи Песаха, если забыли Яале Веяво.)

Если женщина сделала благословение Шехехеяну во время зажигания свечей, может ли она ответить Амен, когда ее муж делает эту броху во время Кидуша?

Есть диспут на этот счет, ведь если она уже выполнила заповедь Шехехеяну, то для нее броха мужа может считаться «хефсеком» – перерывом между «Боре При Агофен» и питьем вина. Но если она не будет пить вино, тогда точно она может ответить Амен. Заметим, что у многих женщин обычай не делать Шехехеяну при зажигании свечей.

Следует ли женщине делать Шехехеяну, когда она зажигает свечи во вторую ночь Рош Ашаны?

Вообще есть диспут, следует ли делать Шехехеяну во вторую ночь, ведь во многих аспектах два дня Рош Ашаны имеют «одну святость». Из-за этого желательно во время Кидуша иметь на столе новый фрукт, или надеть новую одежду, чтобы благословение Шехехеяну покрыло и ее. Согласно этому, и женщине желательно надеть что-то новое, когда она зажигает свечи во вторую ночь, или, если она зажигает прямо перед Кидушем, иметь в виду покрыть также новый фрукт. Но если нет нового фрукта, и она все равно хочет сделать Шехехеяну, ей есть на что положиться.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Йерушалми, Берахот 13б-14а): Один человек дал кошелек на хранение незнакомцу, у которого был надет Тефилин (в смысле, решив, что раз он религиозный, и осторожен с заповедей Тефилина, то его не обманет). В результате, тот отрицал, что ему дали кошелек. Этот человек тогда сказал: я не на тебя положился, а на твой Тефилин! (Поэтому не следует доверять людям, которое выглядят очень религиозными. Как говорил один раввин: чем длиннее у машгиаха борода, тем больше нужно его проверять!)

Предыдущая глава