Еврейский Калейдоскоп. Главы Ницавим-Ваелех.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В нашей главе описывается мицва царю читать Тору для всего еврейского народа. Относится ли мицва слушать его чтение к женщинам?

Да. Сама Тора говорит собрать «мужчин, женщин и детей» (Деварим 31:12). Эта мицва относится и к женщинам вне зависимости от общего диспута, есть ли мицва женщинам изучать Тору (см. Сота 21б, см. также Хагига 3а).

А какое несчастье произошло из-за этой процедуры во время Первого Храма?

Согласно Талмуду, именно из-за этого случился полный раскол между северным царством Израиля, и Йехудой. Первый царь Израиля Йаровеам боялся, что когда царь Йехуды будет публично читать Тору, то все поймут, что лишь тот настоящий царь, и убьют Йаровеама, поэтому он запретил жителям своей страны ходить в Храм в Йехуде, и построил свои собственные храмы для паломничества.

А какое несчастье произошло из-за этой процедуры во время Второго Храма?

Когда Агриппа, (царь из династии Ирода, назначенной над нашим народом Римлянами против закона Торы), читал Тору, и прочел, что чужестранец не может быть нашим царем, он заплакал. Тогда люди из жалости к нему сказали, что он им как брат родной, но это было неправильно, и им не следовало лицемерить, за что они и заслужили наказания Всевышнего (Сота 41).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Шулхан Арух говорит, что шофар не может быть сделан из рога некошерного животного. Зачем нужен этот закон, ведь из мишны (Нида 6:9) следует, что у некошерных животных не может быть рогов?

Возможно Мишна в Ниде следует мнению Р. Досы, но другие раввины с этим не согласны (см. Тосафот, Хулин 59а, см. подробное обсуждение в Бирке Йосеф 586:4). (Заметим, что в наше время не известны никакие некошерные животные, у которых есть рога (разумеется, у носорога не рог, а нос в форме рога), и трудно сказать существовали ли такие животные когда-либо).

А из какого кошерного животного нельзя делать шофар?

Рога быка (или коровы) не годятся (Роша Ашана 26а). Вдобавок у многих диких животных рога непригодны, т.к. из них просто физически невозможно сделать шофар (см. Рема 586:1).

Что подсказывает номер главы Шулхан Аруха, в которой обсуждаются законы кошерного Шофара?

586 имеет Гематрию как слово ùåôø (шофар).

Ответы на вопросы по Халахе (в следующую среду, а также перед началом и концом Суккота, мы будем делать Эйрув Тавшилин):

Какое самое последнее время, чтобы сделать Эйрув Тавшилин?

Если не сделали до захода, то можно сделать Бен Ашмашот (пока не вышли звезды). В другие праздники, можно сделать после этого «ал танай» т.е. в четверг делают Эйрув Тавшилин с условием, что если сегодня не Йом Тов, то это будет Эйрув Тавшилин, а если сегодня Йом Тов, то тогда пятница – будний день, и Эйрув не нужен, но в Рош Ашану нельзя делать такое условие, т.к. оба дня имеют одну святость.

Если забыли сделать Эйрув Тавшилин, как теперь поступить?

Если кто-то в городе сделал Эйрув Тавшилин для всех, то можно на это положиться, а если нет, то существуют непростые законы и нужно посоветоваться с раввином. Заметим, что даже когда есть Эйрув Тавшилин, можно только готовить для Шаббата в пятницу, но не в четверг – в первый день Йом Това.

Когда можно съесть Эйрув Тавшилин?

В отличие от двух других видов эйрува, которые можно съесть сразу после выхода звезд, как только съели Эйрув Тавшилин, уже нельзя будет готовить и что-либо делать для Субботы. Поэтому мы съедаем Эйрув Тавшилин только в Шаббат.

Поучительные истории, Шутки, Афоризмы:

Тот, кто переводит стихи Торы дословно – лгун, а тот, кто добавляет [в переводе к словам Торы] – богохульствует (Кидушин 49а). Видимо наши мудрецы этим афоризмом хотели объяснить, насколько сложна работа переводчика: с одной стороны следует максимально придерживаться текста, но при этом передать значение правильно, в то время как дословный перевод часто искажает значение. На самом деле Библию переводят на разные языки в течение тысячелетий, и до сих пор продолжают делать все новые «исправленные» переводы.

Предыдущая глава