Еврейский Калейдоскоп. Глава Насо.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Какую Афтору мы читаем к нашей главе и почему?

Т.к. в нашей главе описаны законы Назира, мы читаем Хафтору из Книги Шофтим, где описывается про рождения Шимшона, который стал особым пожизненным Назиром.

Почему в Израиле и диаспоре эту главу читают в разные Субботы?

В Израиле Шавуот празднуется один день, и в Субботу уже читают Главу Насо, а в диаспоре на Шаббат попадает второй день Шавуота, и мы читаем Главу Насо на неделю позже.

А начиная с какой главы, евреи диаспоры будут снова читать ту же главу что и в Израиле?

Вне Израиля мы будем «отставать» от Святой Земли в течение четырех недель, пока не прочтем вместе главы Хукат и Балак, и «догоним» Израиль.

Почему женщина, которую подозревают в супружеской измене, отвечает Амен на клятву дважды?

На случай если она не изменяла с тем мужчиной, с которым ее подозревают, но изменила мужу с другим мужчиной.

Какой запрет Торы отодвигается ради того, чтобы проверить женщину, которую подозревают в супружеской измене?

Тора запрещает стирать Имена Творца. Но ради восстановления мира в еврейской семье (чтобы доказать праведность жены, и чтобы ревнивый муж ее больше не подозревал) Всевышний разрешает стирать Свои Имена. Отрывок Соты стирается в воду, которую пьет подозреваемая женщина. (Вдобавок, во время процедуры Соты, ей оголяют волосы, отодвигая этим мицву покрытия волос.)

Откуда наши мудрецы учат, что люди грешат, когда в них заходит «руах штут» (досл. дух глупости)?

Тора использует выражение (5:12): «Всякий, чья жена совратится úùèä и будет неверна ему», слово совратится – «тистэ» однокоренное со слово глупость «ùèåú» (Сота 3а).

Если человек временно принял обет назира, но не сказал, на сколько времени, то по умолчанию какое время он будет назиром?

Тридцать дней (Назир 5а).

Можно ли в наше время стать назиром?

Теоретически, обет Назира «срабатывает» и в наше время, но закончить правильно период Назира невозможно, т.к. для этого нужно быть ритуально чистым, и вдобавок в конце периода нужно приносить определенные жертвы, и только тогда можно снова стричься, пить вино и касаться мертвых. Поэтому, если кто-то принял на себя обет Назира, следует попытаться его аннулировать, как аннулируют клятву.

Какой из авторов Книги Танаха возможно был Назиром?

Шмуэль (см. Назир 66а).

Ответы на вопросы к главе Торы:

Как еще наши мудрецы называют процедуру «Биркат Коханим» и почему?

Наши мудрецы обычно называю благословение коэнов «Несиат Капаим» (досл. вознесение рук). Поднимание рук во время этого благословения считается неотъемлемой частью мицвы, и без этого заповедь не выполняется (см. Мишна Берура 128:52 от имени Нода Бе-Йехуда 1:5 и так постановляет большинство мудрецов). Поэтому коэн, который не может держать руки поднятыми хотя бы на уровне плеч, не благословляет народ, но если он очень слабый, он может при каждом слове поднимать руки, и опускать их между словами.

Как правильно коэну держать пальцы во время благословения?

Шулхан Арух привозит, что из пальцев образуют подобие окон (т.е. на каждой руке мизинец соединяется с безымянным, а средний с указательным, а два больший пальца образуют пятое «окно»). Это подсказано в стихе в Шир Аширим (2:9): «Вот стоит Он за стенами, заглядывает в окна, смотрит сквозь решетки». Мидраш (Шир Аширим Рабба 2:24) сообщает, «Вот стоит Он за стенами» имеется в виду за стенами Синагог и Батей Мидрашим, «заглядывает в окна» - за спинами коэнов,  «смотрит сквозь решетки» - между пальцев коэнов (чтобы благословить нас). Держать таким образом пальцы очень сложно, и не у всех удается это делать. Вдобавок, Зоар (3:146б) приводит, что наоборот пальцы не должны касаться друг друга во время благословения, и этому следует многие, несмотря на псак Шулхан Аруха (см. например «Маасе Рав» Виленского Гаона, 167; существуют еще различные обычаи о том, как держать пальцы рук, см. например рисунки в конце второго тома Писке Тшувот).

Про кого сказано в Торе после Биркат Коханим: «Ва-Ани Аварахем» (а Я благословлю их?)

В Талмуде (Хулин 49а) есть диспут, имеется ли в виду, что Всевышний благословит коэнов, через которых получает благословение весь еврейский народ, или что Всевышний благословит всех, (а коэны лишь сообщают о Воле Творца, Который Лично благословляет всех евреев).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Кто из Библейских героев умер в Шавуот?

Иерусалимский Талмуд приводит традицию, что Давид умер в Шавуот. Заметим, что Вавилонский Талмуд (Шаббат 30а) считает, что Давид умер в Шаббат (из некоторых источников выглядит, что эти мнения противоречат друг другу, см. Тосафот Хагига 17а, см. также пометки Р. Элазара Моше Хоровица к Шаббат 30а, что Йом Тов здесь называется Шаббатом, но в Рут Рабба 3:2 сообщается, что Давид умер в Шаббат, который попал на Шавуот, см. также детальное обсуждение в Моадим У-Зманим 7:241).

Сколько поколений было между Авраамом и Давидом?

Четырнадцать: Авраам, Йицхак, Яков, Йехуда, Перец, Хецрон, Рам, Аминадав, Нахшон, Салма (Салмон), Боаз, Овед, Йишай, Давид. Интересно, что гематрия имени Давид (ãåã) – 14. Династия Давида сравнивается с периодом луны. В пятнадцатый день, видна полная луна, но в конце дня, видимая часть луны начинает уменьшаться. Также, во время Шломо (пятнадцатого поколения), еврейское государство достигло своей апогеи, но к концу его жизни начало идти на спад, и просуществовало еще 15 поколений (Рехавам, Авиа, Аса, Йехошафат, Йорам, Ахазиа, Йоаш, Амациа, Азариа, Йотам, Ахаз, Хизкияу, Менаше, Амон, Йошиау, Цидкияу; фактически гибель Царя Йошиау было началом конца, его сыновья правили недолго и были вассалами Египта, и потом Вавилона). 

Согласно некоторым из наших мудрецов, Боаз являлся одним из судей, упомянутых в Книге Шофтим. Каким?

Некоторые из наших мудрецов считают, что Боаз – это Ивцан, упомянутый в Шофтим 12:8-10. Тем не менее, не все с этим согласны (см. Яфе Анаф к Рут Рабба 6:2), и согласно хронологии событий выглядит, что выглядит, что Боаз жил раньше, ведь он был внуком Нахшона, который вышел из Египта, а Ивцан жил более 300 лет после Исхода. 

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли солить мясо в Йом Тов, чтобы удалить кровь, если не удалили кровь до Йом Това?

Да, если мясо собираются есть в Йом Тов (см. Орах Хаим 500:5).

Если не отделили халу от теста до Йом Това, можно ли отделить в Йом Тов?

Хотя от теста, которое замешивают в Йом Тов, можно отделить халу, если тесто замесили до Йом Това, и не отделили халу, то в Йом Тов халу отделять нельзя (Орах Хаим 506:3).

Можно ли принять душ в Йом Тов?

Насчет холодного душа, закон такой же как в Шаббат (см. нашу рассылку к главам Бехар и Бехукотай) а горячий душ нельзя принимать (а сефардим разрешают принять горячий душ, если воду нагрели еще до Йом Това, но это как правило практически неосуществимо).

Поучения, Афоризмы:

(Бемидбар Рабба 9:12, Мидраш Танхума, Насо, 2) Мудрец сказал: прелюбодей и прелюбодейка ломают все «Десять Заповедей». Нетрудно найти примеры, как они ломают девять из них (например, их сын не знает кто его отец, и не может соблюдать заповедь уважения отца). Но как может получится, что они ломают Субботу? Если муж коэн, а жена родила от другого, и сын не коэн, но он служит в Храме в Субботу, и этим нарушает Шаббат (см. также Талмуд, Сота 37б и Раши и Тосафот Шанц там, что также все проклятья, описанные в главе Ки Таво относятся к прелюбодеям).

Предыдущая глава