Еврейский Калейдоскоп. Глава Насо.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В нашей главе описаны три стиха благословения Коэнов, и после этого написано: а Я благословлю их (Бемидбар 6:27). Кого Всевышний обещает благословить?

В Талмуде есть диспут, относятся ли слова Ваани Аварахем (а Я их благословлю) к коэнам или к самим евреям (в смысле, благословит ли Всевышний Коэнов, а они остальных евреев, или Всевышний напрямую благословляет всех евреев).

Почему коэнам кто-то всегда зачитывает благословения, а они уже повторяют за ним?

Хазаль учат это из слов Эмор Лаhэм (скажи им, в смысле, пусть Израиль скажет коэну, а коэн уже за ним повторяет).

Откуда мы знаем, что коэны должны произносить благословение стоя и с протянутыми руками? А должны ли стоять евреи, слушающие благословение? Откуда мы знаем, что евреи должны быть лицом к коэнам, когда их благословляют? Если коэн не может стоять или не может держать руки вытянутыми, благословляет ли он народ?

Талмуд (Сота 38а) приводит разные доказательства, что броху коэнов произносят стоя (например, потому что это подобно службе в Храме, которую делали стоя), но сами евреи по букве закона могли бы сидеть, но принято стоять. Протянутые руки учатся из брохи Аарона в главе Шмини (9:22). Также как с человеком разговаривают лицом к лицу, также и во время благословения нужно повернуться в сторону коэнов (Талмуд, там же). Если коэн не может стоять или держать руки вытянутыми на протяжении благословения, то он не делает Биркат Коханим.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Какое полное имя было у Ибн Эрзы? Чем комментарий Ибн Эзры к книге Шемот отличаются от его комментарий к другим книгам Пятикнижия?

На самом деле, были разные мудрецы с фамилией Ибн Эзра, но обычно под Ибн Эзра имеют в виду самого известного из них Рабби Авраама Ибн Эзра (после Раши, он возможно самый популярный комментатор Торы). Уже давно было замечено, что комментарий Ибн Эзра к Книге Шемот, не соответствует серии его других комментарий к Хумашу (например, есть примеры, когда он пишет в других книгах, что он объясняет какую-то концепцию в своих комментариях к Книге Шемот, и при это в его стандартных комментариях к Книге Шемот этого нет. Также, с самого начала он объясняет наиболее часто-встречающиеся правила грамматики, как будто он еще не объяснил их в комментариях к Берешит.) Поэтому уже давно было сделано предположение, что должны были быть другие комментарии Ибн Эзра к Шемот, которые на самом деле были позже найдены и напечатаны в новых изданиях (например, издательством Мосад Харав Кук.) Чтобы отличить эти два комментария, новонайденный комментарий называют коротким (кацар), а стандартный комментарий (написанный возможно позже отдельно, или даже написанный частично учениками), называют длинным.

А к каким книгам Танаха у нас нет комментариев Ибн Эзры?

До нас не дошли его комментарии к ранним пророкам (Йехошуа, Шофтим, Шмуэль и Мелахим). Так же нет его комментарий к Ирмияху, Йехезкель и Диврей Хаямим.

А кем написаны комментарии Ибн Эзры к книге Мишле?

Существует предположение на базе детального анализа, что автор комментария Ибн Эзра к Мишле, который публикуется в стандартных изданиях, на самом деле не Ибн Эзра, а какой-то другой мудрец (возможно, Рабби Моше Кимхи, брат Радака). Кстати, и комментарий Ибн Эзра к книгам Эзра-Нехемия, возможно был написан другим мудрецом.

Ответы на вопросы по Халахе:

Если человек помыл руки утром, и сразу после молитвы ест хлеб, нужно ли делать броху, когда снова моют руки?

Если перед молитвой омовение рук произвели так, что это кошерно и для хлеба, то по некоторым мнениям уже нельзя делать броху, когда моют руки перед хлебом. (Поэтому лучше всего сходить в туалет, или еще как-то создать ситуацию, чтобы точно можно было делать броху на омовение рук перед едой).

Если забыли сделать броху на мытье рук утром, то можно ли сделать позже?

После молитвы (т.е. после того как помолились Шмоне Эсре), уже нельзя делать броху на мытье рук.

Если утром или после туалета забыли сказать ашер яцар, то можно ли потом сделать это благословение?

Если уже хочется в туалет, то броха не делается. Если в туалет еще не нужно, то Ашкеназим делают броху, а Сефардим делают ашер яцар только в течение 72 минут (а по другим мнениям 30 или 40 минут) после похода в туалет. А утром Сефардим вообще не делают эту броху если в туалет не ходили, а по мнению Рема, даже если человеку не нужно в туалет, он после пробуждения делает ашер яцар, но если забыл, и теперь ему нужно в туалет, то как и в предыдущем случае он сначала идет в туалет, а потом делает броху.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Бава Батра 58а): У мудреца Торы под кроватью только ботинки зимой или сандалии летом, а у необразованного простолюдина целая кладовка под кроватью.

(Арахин 15б): Как человеку спастись от лошон хара (научиться не сплетничать)? Если он мудрец, пусть побольше занимается Торой, а если он необразованный простолюдин, пусть будет поскромнее (в смысле, плохо говорят про других обычно гордецы, но если человек скромен, он вряд ли будет негодовать о чужих недостатках, а скорее будет концентрировать на собственных).

Предыдущая глава