Еврейский Калейдоскоп. Глава Мишпатим.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

 «Не обижайте гера и не притесняйте его, ибо пришельцами были вы на земле египетской» (Шемот 22:20). О каком «гере» идет здесь речь: о прозелите (гер цедек), или о чужеземце, который живет среди нас (гер тошав)?

Из Хазаль выглядит, что речь идет о Гер Цедек (см. Мехилта и Талмуд, Бава Меция 59), но возможно этот стих относится и к Гер Тошав (см. Рабби Авраам бен Рамбам, см. также Ибн Эзра и Раши).

«И святыми людьми будьте предо Мною: мяса трейфного в поле не ешьте» (Шемот 22:31). Что вообще означает слово «трейфа»?

Само слово трейфа происходит от корня «отрывать» или «разрывать», и действительно арамейские переводы этого стиха видят здесь подсказку на запрет есть мясо, которое оторвали от живого животного (см. также Йерушалми, Назир 25а, что такого мнения придерживается и Рейш Лакиша. Возможно поэтому здесь Тора не говорит здесь как в случае невейлы «продать нееврею», т.к. и нееврей не может есть «эвер мин хахай», см. «Эмет ЛеЯков»). Но согласно Талмуду, трейфа включает запрет на животных, которые получили такие ранения (и не только от хищника), что фактически долго не проживут (есть мнение, что трейфа может прожить до года, но не больше).  На практике, очень много различных повреждений могут сделать животное трефным, но после убоя скота нет обязанности проверять все виды трейфот (кроме как если животное действительно было атаковано хищником, или скажем упало с крыши). Лишь трейфы легких, которые встречаются очень часто, проверяются рутинно после шхиты.

 «И взятку не бери; ибо взятка ослепляет зрячих и искажает речи праведных (цадиким)» (Шемот 23:8). Слово «цадиким» здесь написано не так, как в других местах Торы. Почему?

Здесь единственный случай в Хумаше, где слово цадиким написано с двумя «Йудами» (обычно оно пишется как φγιχν без второго Йуда). Минхат Шай объясняет, что даже «полный» праведник, если примет взятку, уже перестает быть объективным!

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Где в Библии упоминается меланхолия?

Согласно Малбиму (Шмуэль 1:16:15), у царя Шауль началась меланхолия (после его ошибки в войне с Амалеком, что привело к тому, что Присутствие Творца его покинуло) и поэтому его слуги предложили ему привести музыканта, которым оказался Давид (но см. комментарий Даат Софрим, согласно которому нервозность Шауля объясняется не меланхолией).

Бывает, что услышав критику раввина, человек дрожит от страха, а бывает, что люди дрожат от холода или дождя. А где в Танахе  упоминается, что народ дрожал одновременно и от критики, и от дождя?

В начале периода Второго Храма, когда евреи постепенно возвращались из Вавилона, многие из них взяли нееврейских жен (или возможно женщин, которые не полностью перешли в Иудаизм). Когда Эзра об этом узнал, он собрал всех: «И собрались через три дня все жители Иудеи и Биньямина в Иерусалиме; и было это в девятом месяце, в двадцатый день месяца. И сидели все люди на площади у дома Б-жьего, дрожа и из-за этого дела и от дождей. И встал Эзра, священник, и сказал им: "Вы совершили беззаконие – взяли вы жен иных народов, увеличив вину Израиля. А теперь признайте (вину свою) перед Г-сподом Б-гом отцов ваших и исполните волю Его: отделитесь от народов страны и от жен чужеземных". И отвечало все собрание, и сказали они громким голосом: "Да, должны мы поступить по слову твоему! Но людей таких много, а нынче время дождей, и нет сил стоять на улице; а дело это не на день и не на два, ибо мы много грешили этим» (Эзра 10:9-13).

Откуда взято выражение: «Не ищите того, что для вас тайно, и не исследуйте, что находится вне вашей власти. Думайте над тем, что заповедано, ибо то, что скрыто, не ваше беспокойство».

Это цитата из книги Йехошуа Бен Сиры (3:21-22). Талмуд приводит эту цитату в трактате Хагига (13а), где обсуждаются многие мистические и кабалистические идеи.

Ответы на вопросы по Халахе:

Как известно, на цедаку следует отдавать от 10% до 20% от дохода. А если бедный попросил в долг, какую часть своих сбережений следует дать?

Хофец Хаим пишет (Ахават Хесед 1:4), что на это нет определённого шиура, и человек имеет право оставлять себе какие-то сбережения (на случай если подвернется выгодное вложение, или на черный день), и не отдавать все в долг бедным. Конечно, все зависит от ситуации (например, во время войны деньгами можно было спасать людей, и многие праведники в Америке отдали последнее, чтобы помочь евреям Европы, и также когда во время венгерской революции, многим евреям удалось перебежать в Австрию, и Агудат Йисраэль занимала огромные деньги, чтобы им помочь, многие дали на это большие займы, который бы в обычных ситуациях не стали бы давать).

А что делать, если бедняк просит большую сумму в долг, и есть основания опасаться, что он не сможет вернуть?

Хофец Хаим пишет (Ахават Хесед 1, пометка 13), что мы не обязаны давать крупные суммы в долг, если занимающий не может дать ничего в залог, и не имеет имущества, которым он может гарантировать выплату (в старые времена, у большинства были земли, и если человек не платил, то у него забирали часть земли).

Если бедный не вернул долги, можно ли заставить его продать имущество (например, машину) чтобы расплатиться?

По букве закона у должника забирают почти все его имущество, оставляя лишь пропитание на месяц и одежду на год, и некоторые рабочие инструменты (Хошен Мишпат 97:23). Тем не менее, сегодня обычно так не делают (см. Тшувот Веханхагот 4:306 о том, как сегодня поступают еврейские суды).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

Йевамот (16а): [Однажды пошли слухи, что пожилой и практически слепой раввин – рабби Доса бен Харкинас постановил определенную халаху не как принятое мнение Бет Хилел, а как Бет Шамай. Из-за этого его решили навестить великие мудрецы поколения: Рабби Йехошуа, Рабби Эльазар бен Азария и Рабби Акива.] Рабби Доса подтвердил, что халаха следует мнению Бет Хилел. «А ведь от Вашего имени говорят, что постановили как Бет Шамай», спросили они его. Он переспросил: «Вы слышали, что так постановил именно «Доса» или «Бен Харкинас»? «Бен Харкинас», ответили мудрецы. «Так это мой младший брат, первенец Сатана (в смысле, он сорвиголова). Его зовут Йонатан, и он из учеников Шамая, и будьте с ним осторожны, потому что у него 300 доказательств своей правоты» …  Хотя входили мудрецы через одну дверь, они выскочили из дома Рава Досы через три разные двери! Когда Р. Акива встретил этого Йонатана, тот закидал его множеством доказательств и, ответив на все вопросы, напоследок сказал: «Это ты, Рабби Акива, чье имя известно во всем мире? Счастлив ты, что заслужил такую репутацию, а не годишься, даже чтобы пасти коров». Рабби Акива [скромно] ответил: «Я и на пастуха коз не гожусь»!

Предыдущая глава