Еврейский Калейдоскоп. Глава Мецора.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Сколько птиц и животных нужно для очищения бывшего мецоры?

Сначала используются две птицы (это не жертвы, одну режут, а другую отпускают: «слово не птица …») Потом, на восьмой день используются три животных, а если мецора бедный, то одно животное и две птицы.

Какие жидкости прыскали на бывшего мецору и сколько раз? Почему?

При первой процедуре с птицами, на него прыскают семь раз (супротив семи грехов, за которые посылается цараат). Потом, на восьмой день, на ключевые части тела (ухо, палец руки и палец ноги) прыскали кровь одной жертвы ашам (цараам посылалось за грех, и теперь он раскаялся, и вернулся к жизни), а также оливковое масло (супротив излечения).

Как мог мецора полностью побриться, ведь запрещено сбривать виски и бороду?

На самом деле мицва сбрить волосы мецоры отодвигает запрет на сбривание висков и бороды.

Какой максимальный срок карантина дома, пока его не разрушают?

Три недели (хотя в Торе упоминается только две недели, но Хазаль учат про дополнительную неделю). Если плесень снова появляется, то дом разрушают.

Что подсказано стихом (Вайикра 15:11): «И всякий, кого коснется зав, не помыв руки …»?

Талмуд приводит мнение, что мытье рук здесь подсказывает общую идею «нетилат ядаим», которую установили наши мудрецы. Но по закону Торы мытье рук недостаточно, чтобы полностью очиститься, ведь для этого нужно окунание в микве.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Почему мужское семя ритуально нечисто?

Возможно, Тора хотела отдалить людей от всевозможных ритуальных оргий, которые были так распространены среди идолопоклонников. Поэтому семя ассоциируется с нечистотой, и после отношений люди ходили в микву. (Также мертвые тела – нечисты, чтобы отдалить от всевозможных проявлений культов мертвых, и коэны вообще не могут осквернять себя мертвыми, а не как во многих религиях, где священники всячески отпевают трупы). Другое объяснение: ритуальная нечистота связана с потерянным потенциалом. От семени мог произойти ребенок, поэтому само семя нечисто (этим можно также объяснить нечистоту мертвых тел).

Где в Торе упоминается «воды ниды» и имеют ли они отношение к «ниде» в нашей главе?

После войны с мидьянитянами, Тора сообщает очистить трофейную посуду с помощью «мей нида» (Бемидбар 31:23). Согласно Хазаль, имеется в виду окунание в микве, в которой окунается нида. Но простой смысл выражения «мей нида» - это «вода прысканья» [пепла красной коровы], которой очищали трофейные сосуды (см. Рашбам), и действительно Тора называет эту воду «мей нида» (Бемидбар 19:13, 19:20).

Есть ли мицва для незамужней женщины ходить в микву?

В принципе во время Хазаль существовало мнение, что окунуться вовремя всегда мицва (см. Тур, Йоре Деа 197, и ГР”А, Йоре Деа 197:5). И вообще люди (мужчины и женщины) старались быть ритуально чистыми всегда, когда возможно (см. Берахот 47б, что человек, которые не пытался есть свою пищу в ритуальной чистоте, считался «ам аарецом» - необразованным простолюдином). Но в наше время, незамужние женщины не ходят в микву, чтобы избежать соблазна иметь отношения вне брака (см. Вопросы и Ответы Риваш, 425, см. также Сде Хемед, Йом Кипур 1:6 насчет окунания перед Йом Кипуром).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Почему мы вне Израиля не считаем Омер двумя способами: и от ночи после первого Йом Това, и после второго (как например в Холь Амоэд Суккота мы упоминаем каждый день приношения данного дня и считая от первого Йом Това и от Второго)?

Один из ответов: счет должен быть точным, поэтому невозможно считать: «сегодня второй день Омера а может быть это первый день Омера». Вдобавок, если бы считали двумя способами, то к первому дню Шавуота стали бы относиться недостаточно серьезно (ведь это был бы также 49 день сфиры).

Почему некоторые хасиды считают первый день Омера только после окончания Пасхального Седера?

Т.к. сам Седер еще относится в Йом Тову, а счет Омера из Торы должен быть после праздника. (Тем не менее, обычай большинства считать сразу после вечерней молитвы, т.к. иначе можно вообще забыть посчитать, и вдобавок запрещено есть, пока не посчитаешь Омер.)

Почему в первый день подсчета Омера не делают также благословение «Шехехеяну» (как делают в первый день Хануки, и в первый день поднимания Лулава?)

Одно из объяснений: т.к. в наше время Храм разрушен, и нет самого приношения Омера, мы считаем только в память о времени, когда у нас был Святой Храм, поэтому невозможно произносить радостное благословение «Который дал нам дожить до этого времени». Вдобавок, подсчет Омера – это лишь приготовление к Шавуоту, и уж в Шавуот мы сделаем благословение Шехехеяну.

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли в эрев Песах спустить оставшийся хамец в туалет?

Да. Но у большинства обычай оставить немножко (кезаит) хамеца, чтобы его сжечь.

Что делать если в Песах к нам во двор кто-то закинул остаток пиццы?

Мы не обязаны ничего с этим делать (можно его просто выбросить).

Если нерелигиозный еврей (который не продавал хамец) принес после Песаха бутылку водки, можно ли ее принять?

Это непростой вопрос. Если есть вероятность, что он приобрел водку после Песаха, тогда можно ее взять. Но если у него она была во время Песаха, то встает вопрос, считается ли водка «хамец гамур», или подобна «хамец нукше?» Во втором случае, согласно Шулхан Аруху, после Песаха ее можно использовать (но есть те, кто спорят). Вдобавок, есть диспут можно ли хамец нукше есть после Песаха, или только можно продать его нееврею? В общем, в конкретных ситуациях следует спросить у раввина.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Вайикра Рабба 16:6): В отрывке про мецору написано слово «Тора» (учение) пять раз: зот Торат нега, зот тие Торат амецора, зот Торат ашер бо нега, зот ХаТора лехоль нега, зот Торат хацарат. Тот, кто злословит («хамецора» можно читать как «хамоци шем ра» – сплетничает) как будто ломает все пять Хумашей Пятикнижия!

Предыдущая глава