Еврейский Калейдоскоп. Главы Матот-Масэ.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для младших школьников):

Сколько времени есть у мужа, чтобы аннулировать клятву жены?

До конца дня (захода солнца). (Существует неуверенность, если муж услышал о клятве жены в Бен Ашмашот, до какого времени он может аннулировать ее клятву, см. обсуждение в Арух Ашулхан 234:38).

До скольких лет папа может аннулировать клятвы дочери?

Обычно до 12

Какие металлы упомянуты в нашей главе?

Золото, серебро, медь, железо, олово и свинец.

А нужно ли окунать в микве посуду из других металлов (например, из алюминия)?

Да, но возможно это только раввинский закон.

Можно ли окунуть посуду просто в реке или в море?

В море или озере можно окунать, а в реке, во время, когда большая часть воды дождевая, (а не из подземных источников), то по многим мнениям не следует там окунать (и тем более, если выше по течению находится гидроэлектростанция).

Какие два колена попросили Моше разрешить им поселиться с восточной стороны Иордана?

Гад и Реувен.

А какое еще колено получило часть восточных территорий?

Часть колена Менаше.

Если человек кого-то случайно убил, и сразу после этого умер Коэн Гадоль, то когда убийца сможет покинуть город убежища?

Если случайного убийцу уже успели судить и вынести приговор, а потом умер Коэн Гадоль, то он свободен. А если Коэн Гадоль умер раньше, то если успели назначить другого Первосвященника до того, как закончился суд, то теперь приговоренный не освободится, пока не умрет новый Коэн Гадоль, а если ко времени вынесения приговора еще не назначили Первосвященника, то он теперь навсегда будет жить в городе убежище.

Как звали старшую дочь Целафхада?

Махла.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Из отрывка про трофейные сосуды Мидянетян, Рабби Акива учит, что таам кеикар (вкус запрещенной пищи тоже запрещен из Торы). Каким образом? А почему вообще мудрецы решили, что речь идет о посуде, которую используют для еды?

Т.к. Тора потребовала окашеровать огнем те сосуды, которые используются на огне, значит даже вкус запрещенной пищи запрещен из Торы (ведь в стенках сосуда впитывается лишь вкус пищи). Т.к. в отношении ритуальной чистоты мы нигде не находим, что очищение производится огнем, значит сосуды о которых говорит Тора это посуда, которую использовали с некошерной едой (Рамбан).

А как объясняют эти слова те мудрецы, которые спорят с Рабби Акивой? А какое практическое следствие этого закона?

Другие мудрецы объясняют, что законы некошерной посуды это особая строгость Торы, которая не относится в большинстве других случаев (см. Песахим 44б, см. также Арух Ашулхан, Йоре Деа 98:10). Одно из применений этого диспута, это случаи неуверенности, ведь сафек запрета Торы трактуется в строгую сторону, а сафек раввинского запрета в мягкую. К примеру, если в большую кастрюлю попало немного некошерной пищи, и мы не уверены, попало ли некошерного больше чем 1/60 от кошерного, или нет, то по мнению Раши, который постановляет, что таам кеикар - это только раввинский запрет, можно есть эту пищу, но по мнению большинства мудрецов нельзя.

Многие материалы, из которых делают кастрюли в наше время, практически не принимают вкус пищи, которая в них готовится. Значит ли это, что можно использовать одни и те же кастрюли для молока и мяса, или скажем не кашеровать использованную кастрюлю, купленную у нееврея?

На самом деле, те материалы, которые практически не принимают вкуса пищи, по букве закона (см. Йоре Деа 99:7)можно было бы использовать и для мяса и для молока (если как следует помыть их), и так, например Сефардим поступают по отношению к стеклянной посуде. Некоторые современные исследователи проверили определенные материалы, из которых делают кастрюли, и заключили, что они принимают совсем немного вкуса пищи, еще меньше чем стекло (например, это относится к нержавеющей стали). Тем не менее, большинство раввинов считают (см. например Тшувот Веханхагот 5:115, а также письма раввинов в конце статьи профессора Дрора Фикслера и Рава Яира Франка Влиат уфлетат бекелим леор тоцаот амибхан амодаи, и статью Рава Йицхака Двира Блиат Келим Беямену), что и в наше время нельзя использовать лехатхила металлические сосуды и для молока и для мяса, тем более, что трудно уследить чтобы посуду хорошо мыли (см. подобное в Рема, Йоре Деа 89:4, но см. Ябиа Омер, Йоре Деа 4:5). Что касается ситуации бедиэвед (например, если случайно сварили мясо в стальной кастрюле, которую использовали менее 24 часов назад для варения молока), то есть причины быть мягким (а если кастрюлю не использовали 24 часа, то и без того пища разрешена по всем мнениям).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Как может быть, такой парадокс, что если в кастрюлю попал кусочек свинины, она запрещена, но если попал кусочек свинины, и кусочек хелев (запрещенного жира), то кастрюля разрешена?

Если в кастрюле был объем еды в 59 см3 и туда упал кусочек свинины в 1 см3 , то битуль (1 к 60) не произошел. Но если туда попадут случайно два разных кусочков запрета (например, 1 см3 свинины и 1 см3 запрещенного жира), то битул произойдет (ведь не свинины в 60 раз больше чем свинины, и не жира в 60 раз больше чем жира, и каждый запрет рассматривается отдельно).

Какие из следующих мер объема упоминаются в Танахе: кор, сеа, хин, кав, лог?

Кор в Пятикнижие не упоминается, но для этого размера используется слово хомер (см. например Вайикра 27:16), а в Танахе слово кор встречается (см. Мелахим 1:5:2 и 25). Сеа упоминается в истории с Авраамом (Берешит 18:6), а хин упоминается много раз (например, в Шемот 29:40, 30:24). Кав не упоминается в Пятикнижие, но упомянут в Танахе (Мелахим 2:6:25), а лог упоминается при очищении мецоры (Вайикра 14:12,15,21,24).

А какие из мер длины эцба, агудаль, тефах, ама, мил - Библейские?

Эцба (палец, дюйм) упомянут в контексте меры длины в пророке Йирмияху (52:21). Агудаль - это раввинское слово, которое означает большой палец, и размер агудаль (ширина большого пальца) и есть размер эцба (Рамбам, Цицит 1:6, см. Кесеф Мишна, но см. Тосафот, Менахот 41б, Бет Йосеф, Орах Хаим, 11). Тефах (ладонь) упоминается в Мелахим (1:7:26). Ама (локоть) очень часто используется в Торе для измерений длины (например, в Ковчеге Ноаха, Берешит 6:15, в измерениях Храмового двора, Шемот 27:12-16, в нашей главе 35:4-5). Мил разумеется, не Библейское слово (это тип мили, хотя меньше американской мили.)

Ответы на вопросы по Халахе (Законы трех недель Бен Амецарим):

Можно ли сейчас покупать новую мебель или машину?

До начала Ава, по букве закона можно, но после Первого Ава этого делать не следует (а если сломалась машина, и очень требуется приобрести новую, следует поговорить с раввином).

А можно ли заказать мебель, чтобы ее привезли уже после Девятого Ава?

До первого Ава можно заказать, если привезут уже после Девятого Ава.

Можно ли мыть полы в эти дни?

Да, хотя некоторые стараются после Первого Ава этого не делать (см. источники в Писке Тешувот 551:15).

Поучения, Афоризмы:

(Эйха Рабба 3:20): Еврей проходил мимо Императора Адриана, и сказал ему Шалом. Тот разозлился: Как ты еврей смеешь приветствовать императора?, и приказал его казнить. Прошел другой еврей и промолчал. Адриан воскликнул: Как ты смел, не поздороваться с императором? Казнить его. Императора спросил один из советников: Что же им делать? Ты ведь казнишь евреев, и когда они здороваются, и когда они не здороваются. Тот ответил: Да, я их ненавижу, и уничтожу, что бы они не делали. (Также в наше время, антисемиты ненавидят евреев и используют прямо противоположные аргументы: евреи владеют всем богатством или евреи продвигают социализм; евреи оккупируют арабов, или евреи делают все, чтобы ввезти в Америку арабских беженцев).

Предыдущая глава