Еврейский Калейдоскоп. Главы Матот-Массей.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Вопросы к главе Торы:

Согласно Бенджамину Франклину, в этом мире нельзя сказать точно ни о чем, кроме смерти и еще одной вещи, которая упоминается в нашей главе. Что это за вещь?

В нашей главе упоминается «налог» (îëñ), когда после войны часть трофеев отдали Храму и Левитам. Великий Американский ученый и политик Бенджамин Франклин считал, что в нашей жизни гарантированы две вещи: смерть и налоги!

Что учит Талмуд из истории Моше и колен Рувена и Гада насчет того, как правильно составлять договор с условиями?

Талмуд (Кидушин 61а) учит, что правильно составленное условие должно оговорить и вариант, когда оно соблюдено, и если оно не соблюдено, как в нашем случае, Моше сказал (Бемидбар 32:29-30) что будет, если дети Рувена и Гада примут участие в завоевании Израиля, и что будет, если они не примут (см. также остальные детали правильного составления условий в Шулхан Арухе, Эвен Аэзер 38:2).

В каком возрасте согласно Хазаль вышли замуж дочки Целафхада?

Хазаль (Бава Батра 119б) считают, что они вышли замуж после 40 лет, и хотя обычно, если женщина выходит замуж так поздно, у нее не будет детей, в их случае Всевышний помог им, т.к. они были очень праведными, и видимо у них заняло долго, пока они смогли выбрать подходящих мужей.

Вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Почему Талмуд Земли Израиля называется «Йерушалми» (Иерусалимским)?

Вообще-то во время составления Талмуда Земли Израиля, основная масса евреев жила в Галилеи, и там же были дома изучения Торы (Батей Мидрашим), а в Иерусалиме нееврейское правительство не разрешало евреям находиться. Тем не менее, чтобы ассоциировать Талмуд Земли Израиля с Иерусалимом, из которого выходит Тора, мы называем этот Талмуд «Йерушалми».  

Какие трактаты имеют Вавилонский Талмуд, но к ним нет Йерушалми?

Трактаты из Седер Кодшим (занимающиеся в основном законами приношений Храма) есть только в Вавилонском Талмуде (Бавли), хотя к трактатам Мидот и Киним нет и Вавилонского Талмуда, а к трактату Тамид есть только часть Бавли. (Кстати, у трактата Нида в Иерусалимском Талмуде сохранилось только начало, и также в трактатах Шаббат и Макот сохранилось только часть Иерусалимского Талмуда).

А к каким трактатам есть Иерусалимский Талмуд, но нет Вавилонского?

Все Трактаты из Седер Зераим (занимающиеся Землей Израиля) имеют Йерушалми, а в Бавли есть только Трактат Берахот. Также есть Йерушалми к Трактату Шекалим.

Вопросы по Халахе (Законы трех недель траура):

Можно ли ходить в баню в пятницу Рош Ходеш Ав?

Да. Хотя обычай Ашкеназим не мыться, начиная с Первого Ава, и даже перед Шаббатом, но когда два Шаббата, как в этом году, то перед первым мыться можно, если человек всегда моется перед Шаббатом. (Заметим, что сегодня в жарких странах и без того обычай мыться и перед Шаббат Хазон, и вдобавок если человек сильно потеет и мучается, можно разрешить принять холодный или чуть теплый душ даже в будние дни).

Относятся ли какие-то ограничения к этой Субботе (второго Ава)?

Нет. Даже те Ашкеназим, у кого обычай не носить Субботнюю одежду, к первой Субботе это не относится.

Когда вступают ограничения «недели» перед Девятым Ава?

Начнем с того, что для Ашкеназских евреев почти нет разницы между запретами с начала месяца Ав, и запретами «недели перед Девятым Ава». Ведь почти все запреты для нас наступают уже с первого Ава (например, не есть мясо, не пить вино, не стирать белье и не носить свежевыстиранное белье, не мыться и т.п, и только в редких случаях у Ашкеназим существуют строгости только в «неделю» Девятого Ава, например, стрижка усов и ногтей, определенные ограничения на количество приглашенных на трапезу Брит Милы и т.п.) Для Сефардим же многие запреты относятся только к неделе перед Девятым Ава (стрижка волос, стирание белья), от воскресенья до самого Девятого Ава. Поэтому важен вопрос, когда в этом году (и в следующем) считается «неделя» Девятого Ава, ведь Шаббат попадает прямо на Девятое Ава и отодвигается на следующий день. Шулхан Арух приводит сначала мнение, что фактически только следующая неделя считается «неделей» Девятого Ава (т.е. ограничения относятся только к самому дню Девятого Ава), но потом пишет, что «некоторые считают», что вся предыдущая неделя считается «неделей» Девятого Ава. Сефардские поским (Бен Иш Хай, Каф Ахаим, Рав Бен Цион Абба Шауль, Рав Овадия Йосеф) постановляют закон в соответствии с мягким мнением. Тем не менее, в отношении стрижки, Сефардим не следует стричь волосы уже с предыдущей недели (заметим, что Ашкеназим не стригутся все три недели).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

Написано в «свитке праведников» (какой-то свиток с праведными изречениями и афоризмами): «Если бросишь меня на один день, на два дня я брошу тебя» (в смысле, если человек не изучает Тору один день, то потом нужно два дня, чтобы догнать, т.к. он и не выучил ничего нового, потратив время зря, и вдобавок забыл кое-что и того, что он раньше учил). Это сравнимо с двумя людьми, которые разошлись в противоположных направлениях. Когда один проходит милю, он уже на расстоянии двух миль от другого! (Иерусалимский Талмуд, конец трактата Берахот).

Предыдущая глава