Еврейский Калейдоскоп. Главы Матот-Массе.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Когда следующий год, когда главы Матот и Массе будут читать отдельно? А когда в Израиле читают эти главы отдельно?

Главы Матот и Массе читают отдельно только в високосный год (т.е. когда два Адара), при условии, что Рош Ашана попадает на четверг, (в следующий раз это случится только в 2035 году, а потом в 2038). А в Израиле, главы Матот и Массе читают отдельно в високосные годы, когда седьмой день Песаха попадает на пятницу.

В нашей главе упомянуто 6 металлов (матехот). А от какого слова на иврите происходит слово металл, и какие особые законы относятся именно к этим металлам?

(металл) это не библейское слово. Оно происходит от арамейского корня плавить . Тора упоминает (31:22) золото, серебро, медь, железо, олово и свинец. По некоторым мнениям на самом деле только эти металлы принимают нечистоту (см. Раши, Рош Ашана 19б, см. также Эмет Леяков, Йоре Деа, 120), и возможно, что только в случае этих металлов Тора требует окунать новую посуду, купленную и нееврея, но в любом случае следует окунать любую металлическую посуду, хотя бы по закону раввинов (см. Хелкат Биньямин, см. также Тшувот Веханхагот 1:251).

Какие Израильское моря (или озера) упомянуты в нашей главе, и до сих пор называется так же?

Ям Хамелех (дословно соленое море, т.е. мертвое море), и Ям Кинерет (озеро Кинерет). Наша глава также упоминает Большое Море (ям агадоль), которое сегодня мы называем Средиземным.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

В головном Тефилине четыре отрывка Торы. Получается, теоретически может быть 4!=24 вариантов вкладывания этих отрывков в коробочки, но реально существует только 4 мнения о том, как их вкладывать. Какие это мнения? А сколько вариантов существует для порядка отрывков ручного Тефилина?

Для головного Тефилина существует 4 порядка:

1.       Согласно порядку отрывков Торы, но слева направо, т.е. тот, кто стоит напротив, будет читать их в правильном порядке (Раши, Рамбам).

2.       Последние два отрывка поменяны местами (Р. Там).

3.       Как Р. Там, только справа налево (Раавад).

4.       Как Раши но справа налево (возможно это мнение Шимуша Раба).

Для ручного Тефилина есть только два варианта, т.к. первый тождественен с четвертым, а второй с третьим. На практике, почти никто не накладывает все эти Тефилины, хотя Хасиды и многие другие евреи надевают Раши и Р. Там каждый день.

Откуда происходит слово Хареди?

Это слово упоминается в Библии в контексте религиозных людей, очень боящихся Творца (Йешаяу 66:5, Эзра 10:3). Корень этого слова означает трястись от страха (см. например Берешит 27:33: и задрожал Йицхак сильной тряской когда он узнал, что вместо Эйсава он благословил Якова).

А откуда происходит слово Хилони?

Это Арамейское слово, которое используют таргумы (см. например Таргум Онкелос, Шемот 29:33, 30:33) для перевода слова - (дословно чужак, но обычно в контексте не святой, не коэн, видимо от слов и ). Но в последние сто лет это слово стали использовать в смысле секулярный, и чаще всего в контексте несоблюдающих евреев (хилоним).

Как пес возвращается на свою блевотину, так глупец повторяет глупость свою (Мишле 26:11). А в каком законе книги Халахи цитирует этот стих?

Рема в Шулхан Арухе упоминает этот стих по отношению к человеку, который может убежать из места, где ему запрещают соблюдать заповеди, и не делает этого (см. Йоре Деа 157:1). Также, этот стих упоминается по отношению к человеку, который отойдя на три шага после Шмоне Эсре, сразу возвращается назад (Йома 53б, см. Таз и Арух Ашулхан 123:3 для объяснения этого сравнения; см. также в Йома 86б, и Бет Йосеф, Орах Хаим 607 для еще одного использования данного стиха в контексте человека, который раскаивается, а потом снова повторяет свой грех).

Многие летом едут в зоопарк, поэтому мы включили несколько вопросов, которые Вы можете задать там детям.

Рыба и другие морские твари обычно не имеют отдельных названий на Библейском Иврите, (обычно все они называются дагим), но есть исключение. Какое?

Тора упоминает таниним в начале творения (и в других местах), и также в Книге Ийова (40:25, и других книгах) упоминается Ливьятан. Видимо это названия разных китов, хотя не исключено, что имеются в виду какие-то мистические твари.

Где в Торе упоминаются слоны?

Сами слоны не упоминаются в Танахе, но слоновая кость упоминается (например, престол Шломо, см. Мелахим 1:10:18; кровати из слоновой кости, см. Амос 6:4).

Где впервые в Торе упомянуты лошади?

Во время голода, египтяне продавали Йосефу за хлеб своих животных, включая лошадей (см. Берешит 47:17).

 

Ответы на вопросы по Халахе (законы трех недель):

 

До какого времени сефардские евреи могут жениться?

По мнению Рава Овадии Йосефа, Сефардим могут жениться до конца тамуза, а если человек еще не имеет сына и дочь (и в частности в случае первого брака), то можно разрешить и после этого.

Если Сефардская женщина вышла замуж за Ашкеназского еврея, или наоборот, то какому обычаю она следует в отношении еврейских законов?

По многим мнениям, женщина принимает обычаи общины мужа (Ябиа Омер 5:37, см. также Минхат Йицхак 4:83), хотя по некоторым мнениям встречаются исключения (см. Тшувот Веханхагот 1:304).

Могут ли дети есть мясо в течение 9 дней?

Сефардским детям можно давать мясо, если требуется (см. Рав Бен Цион Абба Шауль, Ор Лецион 3:26:6, но Р. Овадия Йосеф в Хазон Овадия, стр. 190, пишет, что желательно не давать им мясо после 12 лет). У Ашкеназим более строгий обычай, но, разумеется, если врач говорит, что ребенку нужно есть мясо, то тогда это разрешено. Заметим, что во многих детских летних лагерях устраивают несколько трапез мицвы, по поводу окончания изучения трактата Талмуда, и дают детям мясо.

 

Истории, Шутки, Афоризмы:

 

Семь миров проходят над человеком за его жизнь: первый мир: он как король и все его целуют. Второй мир: он как свинья, везде лазает и все кладет в рот. Третий мир: он прыгает как козел. Четвертый мир: он похож на лошадь, гордится своей молодостью и хочет жениться. Женился, начался пятый мир: он тяжело работает, как осел. Шестой мир: родились дети, и он бегает за пропитанием, как собака. Седьмой мир наступает к старости: он подобен обезьяне, ведет себя как ребенок, и возвращается к временам своего детства. Он становится все более похожим на обезьяну, ест как ребенок, и задает глупые вопросы (Кохелет Рабба 1:3).

Предыдущая глава