Еврейский Калейдоскоп. Глава Лех Леха.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Почему Арамейские переводы слова «Натати» (Я дал) отличаются в стихах Берешит 15:18 и Берешит 17:16?

В первом случае речь идет о земле, которая уже существует, и поэтому перевозчик использует прошедшее время (Я дал тебе). В стихе 17:16 говорится о потомках Авраама и Сары, и переводчик использует будущее время (Я дам тебе).

В нашей главе описана мицва обрезания. А где еще в Торе упоминается эта мицва?

В начале главе Тазрия.

Какие благословения делаются во время обрезания?

Всего, согласно Талмуду во время обрезания нужно сделать 3 благословения: «Аль А-мила» (общее благословение на мицву), «Лехахнисо Беврито шел Авраам Авину», и «Ашер Кидеш Едид Мибетен». Первую броху делает моэль, вторую – отец, а третью – кто-то из присутствующих. (Хотя Ашкеназим, и некоторые Сефарадим произносят эти три брохи в указанном порядке, большинство Сефардских евреев в последнем поколении поменяли порядок первых двух благословений в соответствии с мнением Рава Овадии Йосефа.) Вдобавок во время брит милы принято использовать стакан вина, на который делают, разумеется «боре при а-гофен», а Сефардим также делают броху на пряности. Кроме этого, Сефардим и некоторые Ашкеназим делают «шехехеяну».

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Какие из утренних благословений в прошедшем времени, а какие – в настоящем?

Броха «шеаса ли коль зорки» в большинстве Сидуров в прошедшем времени, и также в Ашкеназских сидурах благословение «Ашер Натан Ласехви Вина», (и благословения «шело асани …»). Остальные благословения в большинстве сидуров в настоящем времени.

Какие различия существуют в Нусахе благословения «Ашер Яцар»?

Есть диспут сначала ли упоминать «шеим йипатеах» а потом «йисатем», или наоборот. Также есть диспут насчет конца брохиафилу шаа ахат» или «велаамод лефанеха»).

Какие различия существуют в Нусахе благословения «Боре Нефашот»?

Есть неуверенность, говорить ли «Бара» (в третьем лице), или «Барата» (во втором). Также есть неуверенность в огласовке «Хей Хаолимим» или «Хай Хаоламим». Вдобавок, согласно Йерушалми нужно в конце упомянуть Имя Творца («Барух Ата Ашем Хей Хаоламим»).

Ответы на вопросы по Халахе:

Сколько нужно съесть, чтобы сделать благословение «Боре Нефашот»?

Требуется съесть кезаит, но есть диспут, сколько это (но Тосафот не уверены, и пишут что может быть «Боре Нефашот» делают и на меньше чем кезаит). Вдобавок, следует съесть достаточно быстро (поэтому, если например сосут леденцы, даже в большом количестве, броха после еды не делается). Чтобы можно было с уверенностью сделать броху, следует съесть 28-29 кубических сантиметров за примерно 4 минуты.

А сколько нужно выпить, чтобы сделать это благословение?

Есть много мнений на этот счет: кезаит, полную щеку, ревиит. Чтобы точно можно было сделать броху, следует выпить 150 кубических (по другим мнениям 87 кубических сантиметров) довольно быстро (почти не прерываясь). Но если пьют горячий или ледяной напиток, который быстро не выпить, то есть диспут, делать ли благословение после.

А если человек немного поел хлеба, и немного сыра, и всего съел пищи размером, требующим благословение, то какую броху делать?

Если он съел например пол кезаита хлеба, и пол кезаита – сыра, есть мнение, что ему надо сделать «боре нефашот», а по другим мнениям, он не делает никакого благословения (поэтому лучше в такую ситуацию не попадать, и съесть полный кезаит сыра).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

Всегда пытайся заполучить побольше друзей, [потому что друзей всегда мало], но если у тебя всего один ненавистник – это уже слишком много (книга «Орхот Хаим» Роша).

Не будь придирчив и не полагайся на свое богатство. Оба эти качества приводят к тому, что у человека становится много врагов (там же).

Не пытайся выведать чужие секреты, и все, что скрыто от тебя (там же).

Предыдущая глава