Еврейский Калейдоскоп. Глава Ки Тиса.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Настоящий пост – это когда присутствуют не только праведники, но и грешники. Где согласно Талмуду данная концепция подсказана в нашей главе?

Один из ингредиентов Кеторет – «хелбона» (гальбан) имел едкий запах, но в совокупности с остальными составлял прекрасный букет. Также и пост должен включать грешников (Критот 6б). Кстати, подобная идея есть и в букете с Лулавом, включающим Аравот (ивовые ветки, не имеющие запаха и вкуса, и подсказывающие евреев без заповедей и Торы).

Какие из ингредиентов масла, описанные в нашей главе, входили также в Кеторет? 

По крайней мере три, а по некоторым мнениям все четыре ингредиента масла входили и в Кеторет, хотя Тора ни одного из них не упоминает. Когда Тора описывает составные части Кеторет, она упоминает только 4 главные части, составляющие более 75% общей массы. Все остальные ингредиенты Кеторет описаны в Талмуде (Критот 6б), и мы читаем их каждый день во время утренней молитвы. Они включают Мор – это и есть первый ингредиент масла (по многим мнениям это мирра). Второй ингредиент масла – Кинамон (по многим мнениям это корица) был и в Кеторет. Четвертый ингредиент масла – «Кида», переводится арамейским Таргумом как «К’циа» (кассия) – тоже ингредиент Кеторет (а по другим мнениям, Кида – это «Кошт» - костус, который тоже был в Кеторет). Что касается  третьего ингредиента маслаχπδ , по некоторым мнениям это и есть К’луфа  в Кеторет (см. Рамбан 30:34).

Наши мудрецы советуют детям выбирать себе профессию отца, и нередко сегодня так тоже поступают. А где это подсказано в нашей главе?

Охолиав бен Ахисамах из колена Дан был выбран одним из прорабов для строительства Мишкана (Шемот 31:6). Также мы находим, что Шломо выбрал управляющим строительства Храма Хирама, у которого мама тоже была из Дана, а значит он сохранил профессию предков (Арахин 16б).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Что значит хоменташ и почему их едят в Пурим?

Вообще то Хаман-Таш дословно на идиш значит «пакет Хамана»  (θΰΗω – карман). Возможно, подсказаны деньги, которые Хаман был готов отдать Ахашвейрошу, чтобы тот разрешил уничтожить евреев. Но во многих языках, этот вид сдобы называют «ушами Хамана», видимо придавая нашему врагу некий карикатурный образ (с треугольными ушами). Самое простое объяснение, что название Mohntaschen (мак в мешочке) изначально на немецком значило просто определенный вид пирожков, но для евреев первая часть слова ассоциировалось с «Хоман» (Mohn -> Homan), и несколько изменив название, оно стало хоменташен.

Почему многие носят карнавальные костюмы и маски в Пурим?

Ответ на этот вопрос тоже не очевиден. Возможно, основная причина просто чтобы повеселиться в Пурим. Может быть переодеваясь, мы подсказываем и переворот декрета (вместо евреев, были уничтожены их враги). Вдобавок, во время Пурима наш народ сделал тшуву; мы как бы перевоплотились в других людей, и также переодеваясь, человек превращается в другого. Кроме этого, надевая маску, бедные не стесняются собирать цедаку, так ка их не узнать.

В какой день был повешен Аман?

Существует традиция, что Хаман был повешен 16 Нисана и это даже подсказано в Книге Йехошуа (5:12): «И закончился δξο (манна) назавтра [после Песаха]», но есть мнение, что Хаман был повешен 17-ого или даже 18-ого Нисана (см. Радал к Пирке Дерабби Элиэзер, 50 и Алших к Мегилле от имени Таргума, я подробно обсуждаю это на видео на ю-тубе).

Ответы на вопросы по Халахе:

Когда самое позднее время для трапезы Пурима?

Основную часть трапезы следует провести днем, до захода солнца (Шулхан Арух 695:2), поэтому нежелательно начинать трапезу перед самым заходом.

Какой минимальный размер подарков друзьям «мишлоах манот»? Если хозяев не было дома, и оставили подарки Пурима перед их дверью, выполняют ли этим заповедь «мишлоах манот»?

Некоторые считают, что достаточно послать по кезаиту двух видов пищи (или ревиит питья), но другие считают, что нужно послать приличный подарок (в особенности, если посылает обеспеченный человек). Поэтому стоит хотя бы один подарок сделать достаточно приличным, чтобы выполнить эту заповедь по всем мнениям. Если хозяева уехали на целый день, и вернуться уже после Пурима, то заповедь не выполняется. Если же они получат подарок до захода, и на нем написано от кого он, то пославший выполнил заповедь.

Какие виды работы не следует делать в Пурим, и есть ли разница между ночью Пурима и днем?

Следует взять выходной от обычной работы, и вообще к Пуриму относятся примерно как к Холь Амоэду, хотя в некоторых деталях Пурим мягче (например, можно просить нееврея сделать работу, также в определенных случаях можно заниматься бизнесом, т.к. люди получают от этого удовольствие). Ночью есть диспут можно ли делать работу (см. Нитей Гавриэль, Пурим 76:1), но можно быть мягким (так постановляют Рав Элияшив и Рав Овадия Йосеф).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Бехорот 8б). Афинские мудрецы спросили у Рабби Йехошуа: «Где центр мира?» Он поднял палец и ответил: «Здесь». «А как ты докажешь?» «А вы принесите веревки и измерим!»

(Хорайот 13б). Когда Рабан Шимон бен Гамалиэль был Наси (главой Санхедрина) было принято, что все встают, когда он заходит, а также когда заходили Р. Меир и Р. Натан. Сказал Р. Шимон бен Гамлиэль: «Разве не должно быть различия между моим [постом] и их?» И поэтому он издал новое постановление в отсутствии Р. Меира и Р. Натана, чтобы перед ними только вставали те, кто рядом. Придя на следующий день и увидев, что все люди больше не встают перед ними, они узнали, что произошло, и сговорились проучить Р. Шимона бен Гамлиэля: «Давай завтра на уроке попросим его обучать (редкому) трактату «Укцин», с которым он незнаком, а когда он не сможет, мы скажем ему (Техилим 106:2): “Кто возвестит могущество Всевышнего, провозгласит всю славу Его?“ (в смысле, раз ты не знаешь всю Тору, то не тебе восхвалять Творца). В результате Рабан Шимон бен Гамлиэль узнал об их плане, и заранее приготовился, выучив трактат «Укцин», а их выгнал из Бет Мидраша. Позже их пришлось впустить назад, но Рабан Шимон бен Гамлиэль установил, чтобы перестали упоминать учения от их имени, а называли теперь Рабби Натана «Йеш Омрим» (некоторые говорят), а Рабби Меира «Ахерим Омрим» (другие говорят).

Предыдущая глава