Еврейский Калейдоскоп. Глава Ки Таво.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Нужно ли геру приносить первые фрукты урожая в Храм?

В Мишне (Бикурим 1:4) сообщается, что гер приносит первые фрукты, но не читает отрывок из нашей главы Торы (Деварим 26:5-10), т.к. он не может сказать, что земля Израиля была обещана его праотцам. Но халаха следует мнению Р. Йехуды, что Авраам считается прародителем всех наций, поэтому и гер читает наш отрывок (Йерушалми, Бикурим 3б). 

А какое следствие предыдущего закона относится к тому, как гер молится Шмоне Эсре?

Согласно той же мишне, гер в Шмоне Эсре называет Всевышнего: «Б-г отцов евреев» (а не Б-г наших отцов). Там не менее, т.к. халаха следует мнению Р. Йехуды, гер молится так же как все евреи.

Почему Тора заповедует (27:4-5) построить жертвенник на горе Эйваль, а не на горе Гризим (где будут сказаны благословения)?

Одно из объяснений: Всевышний знал, что впоследствии Самаритяне сделают гору Гризим – святым местом для Храма (вместо Иерусалима). Если бы на этой горе вдобавок был построен жертвенник еще во время Йехошуа, это бы поддерживало их заблуждение (см. Ознаим Летора).

Сколько раз в нашей главе упоминается слово Амен?

12 раз в стихах 27:15-26. После каждого из проклятий, которые будут сказаны у горы Эйваль, весь народ должен ответить «Амен».

А что значит слово Амен? А где еще оно упоминается в Торе?

Амен происходит от слова Эмуна (вера, в данном случае согласие). Мы отвечаем Амен на любую броху, показывая, что верим, доверяем, соглашаемся, и надеемся на скорое исполнение. В Пятикнижие, Амен упоминается еще только дважды, и тоже на проклятья: женщина, которую подозревают в супружеской измене, отвечает Амен, прежде чем выпить воду, которая ее проверяет (Бемидбар 5:22). В других книгах Танаха, много упоминается АменМелахим, Йешаяху, Йирмияху, Нехемия, Дивре Аямим много раз в Техилим, в частности, чтобы разделить между пятью книгами Псалмов).

Где в нашей главе упомянуто как за наши грехи мы снова окажемся в Египте?

В конце проклятий (28:68) говорится, что Всевышний сделает, что мы будем отправлены в Египет (на кораблях или в несчастье), и нас будут продавать в рабство (или мы будем от безысходности продавать себя в рабство) но рабов будет так много, что некому будет покупать.

Сколько раз в нашей главе написано одно слово, а читается другое (К’ри и К’тив)?

Дважды, в наказаниях, описанных в 28-ой главе, в стихах 27 и 30, более суровые слова читаются как более мягкие.

Почему в большинстве общин принято давать шестую Алию тому, кто читает Тору (Баал Коре)?

В этой Алие читают проклятья, поэтому принято не вызывать к этому отрывку другого еврея, а Баал Коре читает их сам.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В нашей главе (Деварим 27:12) описывается заповедь собрать еврейский народ у гор Гризим и Эйваль и прочесть благословения и проклятья. Проклятья описаны в 27-ой главе, в стихах 15-26, а какие именно благословения произносили?

Хотя в нашей главе описаны 12 проклятий, которые Коэны-Левиты должны были произнести, поворачиваясь к горе Эйваль, благословения не описаны. Наши мудрецы считают, что благословения, которые произносили, повернувшись к горе Гризим, были прямыми противоположностями этих проклятий. Но согласно другим интерпретациям, благословения включали другие брохи Торы, описанные в 28-ой главе, и возможно и проклятья, которые произносили – это те, которые описаны после них, а может быть произносили и то и другое (см. комментарии Ибн Эзра и Ралбага).

А когда именно была исполнена эта мицва? А является ли эта процедура одной из 613 заповедей?

Эта процедура была произведена, когда наш народ зашел в Землю Израиля, как описано в восьмой главе Книги Йехошуа. Согласно некоторым мнениям, это произошло в тот же день, когда мы пересекли Иордан, но другие комментаторы считают, что это произошло несколько позже (см. Малбим, Йехошуа 8:30). Это была одноразовая заповедь, а в 613 заповедей включаются только те, которые относятся на все времена (хотя возможно с перерывами, как например приношения в Храме и т.п.)

А почему именно колена Шимона, Леви, Йехуды, Йиссахара, Йосефа и Биньямина были на горе Гризим, а остальные на горе Эйваль?

Существует много различных объяснений, как были выбраны конкретные колена (см. например Сота 36, Рабену Бахъе, Хизкуни, Рав Херш). Интересное современное объяснение состоит в том, что из всех 462 вариантов, это оптимальный выбор двух групп по шесть колен, при котором весь народ тогда разделен на две почти равные половины (см. статью Michael j. Broyde and Steven S. Weiner «A MATHEMATICAL ANALYSIS OF THE DIVISION OF THE TRIBES AND THE ROLE OF THE LEVIYES ON GRIZIM AND AVAL IN DEUTERONOMY 27», см. также их статью «THE DIVISION OF THE TRIBES ON GERIZIM AN EVAL: A MATHEMATICAL SOLUTION ON TERRA FIRMA AN A GEOGRAPHICAL EXPLANATION ON WEAK GROUND»). Согласно мнению, что внизу стояли те из Левитов, которым от 30 до 50 лет, или Левиты из дома Кехота, и тогда экстраполируя информацию из начала Книги Бемидбар, и используя перепись населения последнего года в пустыне, когда Левитов стало 23 тысячи, можно получить приблизительное число Левитов внизу: 8580/22300*23000≈8850 или 8600/22300*23000≈8870, а значит на горе Гризим было порядка 14150 или 14130 Левитов; во втором случае на каждой горе было примерно по 307930 человек, а в первом случае на Горе Гризим было на 20 человек больше (в любом случае разделение на две группы по 6 колен оптимально).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

В вечер Рош Ашаны принято есть в том числе яблоко, финики, кабачок и зеленый лук. Совет есть три из этих четырех видов пищи упоминается еще в Талмуде. А какой из этих видов в Талмуде не упомянут?

Хотя Талмуд (Критот 6а, Хоряйот 12а) упоминает, что в начале года следует есть финики, кабачок, и зеленый лук, там не упоминается яблоко, и есть яблоки в ночь на Рош Ашану – более поздний обычай.

Почему в Рош Ашану не говорят Халел?

В грозный день суда не подобает читать праздничный Халель (Рош Ашана 32б).

Где впервые упоминается выражение «Рош Ашана»?

В Танахе выражение «Рош Ашана» упоминается только один раз, в Йехезкеле (40:1) и означает Йом Кипур Юбилейного года (который имеет элементы Рош Ашана, см. Арахин 12а и Раши там).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если в Рош Ашану сказали в Шмоне Эсре как в обычный Йом Тов «Мекадеш Йисраэль Вехазманим», выполнили ли заповедь?

Нет (Нитей Гавриэль, Рош Ашана, 24:15).

А если сказали «Мекадеш Йисраэль Вейом Хазикарон», но забыли сказать «Мелех Аль Коль Аарец»  выполнили ли заповедь?

Да.

Можно ли шутить в Рош Ашану? А можно читать комиксы и другие смешные книги?

Мы не находим конкретного запрета улыбаться или даже пошутить в Рош Ашана (ведь это не день траура и скорби, как Девятое Ава). Тем не менее, многие считают шутить в Рош Ашану неуместным, и отвлекающим от серьезности дня суда (см. также Бах и Атерет Зкеним к главе 597). В любом случае заниматься в Рош Ашану чтением комиксов – это не особенно хорошая идея, не говоря уж об общем вопросе, стоит ли когда либо читать подобные книжки (см. Орах Хаим 307:16, и хотя мало кто в наше время может полностью соблюсти этот псак, но хотя бы в Рош Ашану желательно постараться быть строгим).

Поучения, Афоризмы:

(Танхума, Ки Таво, 1): Если человеку требуется аудиенция с царем, он тратит кучу денег, пока возможно его примет царь, а может и не примет. Даже если царь его принял, не факт что он исполнит его просьбу. Но Всевышний дает нам возможность прийти в его Храм с первыми фруктами, помолиться за себя и за всех евреев, и Он отвечает на наши мольбы.

Предыдущая глава