Еврейский Калейдоскоп. Главы Ахаре Мот - Кедошим.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Почему Тора подчеркивает, что законы Йом Кипура были сообщены именно «после смерти детей Аарона?»

Одно из объяснений: дети Аарона зашли с кеторет, куда было не положено (и возможно даже в саму Святую Святых). Поэтому Тора подчеркнула, что заходить в Святую Святых может только Аарон, и только определенным образом. (Кстати, по мнению ГР”А, в отличие более поздних первосвященников, сам Аарон мог заходить в Святую Святых не только в Йом Кипур, но он всегда должен был делать при этом все процедуры, описанные в нашей главе).

Какие два отрывка из нашей главы мы читаем в один из праздников?

Утром в Йом Кипур читают отрывок про службу в этот день, а в Минху – отрывок про запретные связи из конца этой главы.

В случае каких видов животных и птиц нужно покрывать их кровь?

После резания, нужно покрывать кровь диких животных и любых птиц (даже домашних).

В конце главы Ахаре Мот, Тора заключает (18:30) «И соблюдайте Мною доверенное åÌùÑÀîÇøÀúÌÆí àÆú îÄùÑÀîÇøÀúÌÄé». Что наши мудрецы учат из этого предостережения?

Во-первых, это заповедь Бет Дину следить, чтобы вышеупомянутые заповеди соблюдались (см. Раши), а также добавлять ограждения вокруг Торы (см. например Йевамот  21а).

Почему мицва бояться родителей написана в том же стихе (19:3), как и мицва соблюдать Шаббат?

Талмуд учит отсюда, что, несмотря на великую заповедь бояться родителей, ради ее соблюдения нельзя ломать Субботу, и никакие другие заповеди (например, если отцу что-то потребовалось в Шаббат, нельзя нарушать никаких запретов, чтобы принести эту вещь). Ведь и родители обязаны соблюдать все заповеди.

А где Тора говорит про уважение родителей? А в чем разница между уважением, и боязнью?

Уважение родителей описано в «Асерет Адиброт» - Десяти Изречениях (в главах Йитро и Ваэтханан). Уважение включает в основном позитивные акции – кормить, поить, одевать, выгуливать, а боязнь – запреты, например не перебивать, не сидеть на постоянном месте родителя, не называть по имени и т.п. (см. Кидушин 31б, см. также Мишне Халахот 7:153).

А нужно ли любить родителей?

Открыто Тора не упоминает заповедь «любить» родителей, но мудрецы приводят из Зоара, что родителей следует также любить (см. Хае Адам 67:1 от имени Зоар в Рая Мехемна 3:281а).

Что делают в наше время с плодами деревьев в четвертый год?

В наше время их выкупают с помощью небольшой монетки.

А относятся ли заповеди «орлы» и «четвертого года» к фруктам вне Израиля?

Законы «орлы» относятся, а насчет плодов четвертого года, есть разные мнения (см. прошлогодний Калейдоскоп).

Ответы на вопросы к главе Торы:

«Не уничтожайте углы (досл. «пеот») волос головы» (19:27). Что значит слово Пеа, и в каком именно месте нельзя сбривать волосы на висках?

Само слово «Пеа» означает «край», это же слово используется в нашей главе (19:9) по отношению к краю поля, которое оставляют бедным. Края волосяного покрова головы находятся у висков (если их сбрить, то остается относительно ровный волосяной покров вокруг всей головы). По мнению Шулхан Аруха (Йоре Деа 181:9, см. также Биур Халаха, 251) место пеот заканчивается ниже уха, у конца скулы, и нельзя сбривать волосы до конца этого места. Согласно этому, евреям нужно иметь бакенбарды. Но обычай некоторых (см. Энциклопедию Талмудит) полагаться на мнения (см. например Ритва 21а), что пеа распространяется только немного ниже уровня глаз, там, где кончается косточка (обычно у детей волосы растут только до этого места, а ниже начинают расти позже волосы бороды).

А какой длины волосы на висках нужно оставлять?

Что касается длины волос, которые оставляют на этом участке, по букве закона можно оставить даже очень короткие волосы. А обычай некоторых евреев оставлять длинные «пейсы» связан с учениями Кабалы (см. Аризаль, Шаар Амицвот к нашей главе). 

А в чем смысл этого запрета?

Одно из объяснений, что этот запрет связан с подражанием неевреям, и в частности их служителям культа (см. Рамбам, Море Невухим 3:37). А согласно Каббале, пейсы и борода являются проекцией духовных элементов, через который спускается благодать Творца (см. например Зоар 3:133б, 141а, Аризаль, Шаар Акавонот, Друше Ваявор и Тааме Амицвот к нашей главе).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

В современном иврите, туалет чаще всего называют «шерутим» (досл. «место использования»). А как туалет назывался во время Хазаль, и до сих пор в халахических книгах?

Туалет обычно называется в Талмуде и в книгах халахи áéú äëñà «бет акисе». Видимо, этот эвфемизм дословно означает «дом стульчака». Заметим, что и слово унитаз – àñìä асла, тоже упоминается в Мишне (Келим 22:10).

А как произносят название туалета Йеменские евреи?

Йеменские евреи произносят áéú äëñà с другими гласными, как «бет эхсе» - место покрывания (или прятанья). Возможно, имеется в виду, что в туалете нужно быть скромным, (или это эвфемизм, как Хазаль называли слепых «саги нахор» - особо видящими, также и место, где приходится оголяться, называется местом покрывания).

А как туалет назывался в библейские времена?

У нас сохранилось в Книге Мелахим (2:10:27) выражение îÉçÈøàåÉú которое значит отхожее место. Туда царь Йеху сбросил остатки атрибутики языческого культа Бааля.

Ответы на вопросы по Халахе:

Если родитель приказывает сломать запрет раввинов, нужно ли его слушать?

Нет (см. Йоре Деа 240:15).

А что если родитель приказывает сломать еврейский обычай?

Обычаи бывают разные. Некоторые обычаи приняты всем еврейским народом. Даже многие обычаи, принятые его частью (например, обычай ашкеназим не есть рис в Песах), являются обязательным законом для этих общин. Но существуют некоторые обычаи, в случае которых, если отец против того, чтобы сын им следовал, возможно, следует послушаться отца. Например, если сын хочет много поститься в определенные дни, а отец опасается за его здоровье, то в определенных ситуациях, мицва слушать отца (см. При Эц Хаим Шаар Ашаббат,4, что Аризаль не ходил в микву зимой, т.к. его мама запретила, опасаясь за его здоровье). В конкретных ситуациях следует поговорить с раввином (см. также Песаким Ветшувот 240:45).

А нужно ли слушаться родителей в вещах, не имеющих к ним прямого отношения?

Есть большой диспут на этот счет (см. например Маарик, 166, ГР”А, Йоре Деа 240:36, Песаким Ветшувот 240:64), и в конкретных ситуациях следует поговорить с раввином.

Поучения, Афоризмы:

(Мидраш Танхума, Кедошим 14, см. также Шулхан Арух, Йоре Деа 245:8): «Три года будут плоды для вас необрезанными, нельзя их есть. А в четвертом году будут все его плоды святыней хвалы Всевышнему. А в пятом году ешьте его плоды, чтобы умножить для вас урожай» (Вайикра 23:25). Также и ребенок, в первые три года подобен «орле», и он (обычно) еще не разговаривает и не занимается Торой, а в четвертый год, его «плоды святые» - отец посвящает его для Торы. А на пятый год вы будете «есть его фрукты, плоды, чтобы умножить для вас …», поэтому мудрецы учат, пятилетний – для Торы, десятилетний для мишны … (Авот 5:21).

Предыдущая глава