Еврейский Калейдоскоп. Глава Хаазину.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Где в первом стихе нашей главы, согласно Баал Атурим, подсказаны 613 заповедей?

Гематрия слов первого стиха (32:1) Хашамайим Ваадабера = 613. (Заметим, что эта гематрия в общем встречается нередко, например в предыдущей главе в стихе 30:19 «лемаан тихъе».)

Учение Торы называется в песне Хаазину редким словом «Ликхи». А где еще в Танахе упоминается это слово?

Слово «Ликхи» (мой леках, происходит от корня «брать»), упоминается только еще один раз, в книге Ийова (11:4), но само слово «Леках» довольно частое (см. например Йешаяху 29:24, Мишле 1:5, 4:2, 9:9, 17:21, 17:23).

А какого человека назвали Ликхи?

В Дивре Аямим (1:7:19) упоминается человек из колена Менаше, по имени Ликхи. Он был сыном Шмида, упомянутым в Хумаше (Бемидбар 26:32), и дядей Целафхада, у которого было пять дочерей, и не было сыновей. Получается, что Ликхи был двоюродным братом Целафхада.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Известно, что в разных ешивах был разный подход «Муссара»: либо подчеркивать величие человека (весь мир создан для меня), либо наоборот, что человек – ничто (первый подход ассоциируется со Слободкой, а второй – с Новардоком - Новогрудком). А где в Талмуде подсказаны оба этих подхода по отношению к Рош Ашане?

В трактате Рош Ашана (26б) приводится диспут о том, какой рог лучше взять для Шофара: рог барана, или прямой рог горного козла? Первое мнение считает, что предпочтительнее рог барана, намекающий, что каждый должен быть «скрючен» в Рош Ашану. Второе же мнение считает, что как раз наоборот в Рош Ашану надо быть распрямлённым.

В Мусафе Рош аШаны, мы читаем по 10 стихов из Танаха в каждом из трех средних благословений. Три стиха из Хумаша, затем три из Кетувим, потом три из Невиим, а затем снова стих из Хумаша. Все стихи из Кетувим из той же книги. Какой?

Все стихи Кетувим взяты из книги Техиллим.

Почему стихи из Кетувим читаются перед Невиим?

Одно из объяснений заключается в том, что мы следуем хронологическому порядку. Поскольку стихи из Невим взяты из «Невиим Ахроним» (поздних пророков), они были хронологически позже, чем стихи из Техиллим.

В каком из трех средних благословений, все стихи Хумаша упоминаются в Талмуде?

В трактате Рош аШана (32б), упоминаются те стихи Хумаша, которые подходят для первого из средних благословений, говорящего о Владычестве Всевышнего «Малхийот». Интересно, что наш нусах включает в себя 5 стихов (Деварим 4:39, Шемот 15:18, Бемидбар 23:31, Деварим 33: 5 и Деварим 6: 4), и причину на это мы опишем в следующей главе Везот Абраха.

Ответы на вопросы по Халахе:

Если человек пошел поспать днем в Йом Кипур и проснулся близко к заходу, какую молитву ему теперь помолиться: Минху или Неилу, (если не хватает времени для обеих)?

По большинству мнений, в такой ситуации молятся Минху.

А если не помолились Неилу, можно ли ее компенсировать, помолившись Арвит дважды?

По большинству мнений, Неилу компенсировать невозможно.

Когда лучше всего купить Лулав и остальные растения?

Некоторые стараются купить еще до Йом Кипура, чтобы иметь дополнительные заслуги в Йом Кипур, но другие покупают сразу после Йом Кипура. То же самое относится к построению Сукки.

Когда лучше сделать Кидуш Левана?

Рема пишет, что обычай делать Кидуш Левана после Йом Кипура, когда все счастливы (но следует сначала перекусить, и надеть обувь). Но ГРА предпочитал делать Кидуш Левана чтобы иметь еще одну заслугу, которая возможно перевесит «чашу весов».

 

Поучительные истории, Шутки, Афоризмы:

Человек должен уметь найти в самом себе какие-то заслуги, потому что не может быть, что он не сделал в жизни ничего хорошего. Даже если его мицвы, были неполными, и с ними примешано плохое, все равно пусть он радуется тому хорошему, что он сделал, и использует это как отправную точку, чтобы заслужить раскаяться и вернуться к Творцу (Рабби Нахман из Брацлова, Эцот Йешарот, «Хитзазкут», 26 и «Тешува», 1).

Весь мир подобен узкому мостику, и главное – совсем не бояться (Рабби Нахман из Брацлова, Мешиват Нефеш, 35. В другом месте, Рабби добавляет, что мост, который нужно пройти  – это честность, см. Эцот Йешарот, «Эмет», 1).

Предыдущая глава