Еврейский Калейдоскоп. Глава Хаазину.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

«Внемлите, небеса, и говорить буду; и услышь, земля, речи уст моих» (Деварим 32:1). Можно ли принимать этот стих не буквально, что имеются в виду не «небеса» и «земля?»

Да. Возможно, здесь имеются в виду лидеры и простые люди (см. Малбим, см. также похожую интерпретацию в Аэмек Давар; Бааль Атурим пишет, что под «небесами» могут иметься в виду обитатели больших городов, а под «землей» - обитатели деревень; Панеах Раза считает, что «небеса» - это обращение к душе, а «земля» - к телу). Для лидеров используются более строгие слова (дибур), а простому люду обращаются мягко, соответственно их уровню (имрей).

От какого слова происходит слово «хаазину

Озен – значит ухо.

Где раньше Тора использовала это слово?

Это слово уже встречалось в истории с Лемехом (Берешит 4:23), в приказании «слушать» заповеди Всевышнего (Шемот 15:26), в пророчестве Билаама (Бемидбар 23:18) и в начале Книги Деварим (1:45).

С какой горы Моше смотрел на Землю Израиля?

Нево (Деварим 32:49).

А где раньше в Торе было упомянуто это место?

В конце главы Матот (Бемидбар 32:38) и в начале главы Массей (33:47). В главе Пинхас (27:12) упоминается «гора Эйварим» но название «Нево» не упомянуто.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Согласно некоторым мнениям в Талмуде, Машиах придет, когда у евреев уже не останется никакой надежды. Где это подсказано в нашей главе?

«Когда заступится Г-сподь за Свой народ, и будет утешен за Своих слуг, когда увидит, что они бессильны, и не осталось спасения и помощи» (Деварим 32:36). Талмуд (Санхедрин 97а) учит отсюда, что в конце дней, что Машиах придет неожиданно, когда евреи отчаются. 

Виленский Гаон подчеркивает, что перед приходом Машиаха у евреев не будет ни богатства, ни силы, ни мудрости. Откуда он это учит?

Талмуд (Санхедрин 97а) также описывает, что в конце дней у евреев кончатся деньги, закончится власть (Санхедрин 98а) и уменьшится количество учеников Торы (Санхедрин 97а). (До известной степени это произошло с евреями перед Второй Мировой Войной). Виленский Гаон (Адерет Элияху к 32:36) учит все это из нашего стиха:  «они бессильны» (ëÌÄé àÈæÀìÇú éÈã) – у них нет ни силы, ни власти, «и не осталось спасения» òÈöåÌø – имеется в виду Тора (см. Шмуэль 1:21:8, см. Раши там же) «и помощи» åÀòÈæåÌá  имеется в виду богатство (см. Шемот 13:5).

Всевышний говорит Моше (32:51), что он умрет вне Израиля: «за то, что явили неверность Мне в среде сынов Израиля при водах распри в Кадеш, в пустыне Цин; за то, что вы не явили святость Мою среди сынов Исраэля». Почему грех Моше описывается этим двойным выражением?

Возможно, здесь подсказан и другой грех, когда Моше послал разведчиков. Согласно Абарбанелю, именно этот грех являлся основным, и из-за него на самом деле Моше был наказан (а Аарон был наказан за грех золотого тельца).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Является ли имя Айо в Талмуде именем собственным или псевдонимом?

Согласно Р. Реувену Маргулиусу, Айо – это не имя собственное. Этот мудрец упомянут только в Трактате Эрувин (36б) и по его мнению человек не может сделать два эйрува в двух разных направлениях. Поэтому его называют псевдонимом Айо (что значит «где», см. Шемот 2:20), в смысле человек должен заранее знать, куда он собирается идти в Шаббат.

Какое благословение иногда является необязательным?

Благословение Шехехеяну на новые фрукты (см. Эйрувин 40б)

Может ли Машиах прийти в пятницу?

Да (см. Эйрувин 43б).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если в начале Субботы человек оказался на поезде, может ли он остаться, или он должен сойти сразу?

Некоторые разрешают остаться в поезде, во всяком случае, пока еще не вышли звезды (см. подробное обсуждение в Нишмат Шаббат 7:382).

А если потом он прибыл на станцию уже в Шаббат, можно ли сойти на перрон, и что потом делать?

Если в городе есть «эйрув» т.е. он окружен и в нем можно носить, тогда в нем можно и ходить тому, кто туда попал в Шаббат. В противном случае, человек должен оставаться на перроне или если перрон соединен со зданием, он должен находиться в этом здании до конца Субботы. Но если поезд приехал в «бен ашмашот» еще до того как вышли звезды, то можно ходить по всему городу (см. Нишмат Шаббат 5:26). 

В этом году, два дня Рош Ашаны попадают на Шаббат и воскресенье. А можно ли сделать Эйрув Тахумим на эти два дня в разных направлениях (например, чтобы в Шаббат можно было идти дальше на запад, а на следующий день – на восток)?

Хотя обычно в два дня Йом Това, или в Йом Тов и Шаббат можно сделать Эйрув Тахумим в разных направлениях (см. Орах Хаим 416:1), в два дня Рош Ашаны это невозможно (т.к. эти два дня считаются одним периодом святости). 

Поучения, Афоризмы:

(Эйрувин 41б) Три вещи могут свести человека с ума, и увести от Всевышнего: идолопоклонники, сумасшествие и нищета.

Предыдущая глава