Еврейский Калейдоскоп. Глава Экев.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Где в нашей главе выражения из двух однокоренных слов, первое из которых Имя Всевышнего, а второе не святое? А где еще в Танахе встречаются подобные выражения?

Всевышний называется (Деварим 10:17): Э-локей хаэлохим и А-доней хаадоним. В обеих парах, первое слово Святое (Имя Творца), а второе нет (Масехет Софрим 4:6). Перевод этих фраз: Б-г (Э-локей) над всеми силами (хаэлохим) и Владыка (А-доней) всех господ (хаадоним). Еще эти выражения встречаются в 136 псалме (который мы читаем во время Песуке Дезимра в Шаббат).

И будешь есть и насытишься, и благословлять будешь Г-спода, Б-га твоего, за землю добрую, которую Он дал тебе (Деварим 8:10). Почему считается, что Тора требует благодарить Творца именно за ему хлеба, ведь хлеб в стихе не упомянут?

На самом деле, рабби Акива считает, что когда человек наелся, он всегда должен благодарить Творца из Торы, вне зависимости от того, что он ел (Берахот 44а, см. комментарий Р. Овадия Бартенуро к мишне). Но у нас закон следует мнению, что Тора требует благословлять Творца только после еды хлеба, и это учится из предыдущего стиха (земля, где ты будешь есть хлеб не в бедности). Все остальные благословения на еду не из Торы, а раввинские (но есть мнение, что благословение меэн шалош на семь особых видов тоже из Торы, см. Мишна Берура 209:10).

Земля, которую Г-сподь, Б-г твой, взыскивает; непрестанно глаза Г-спода, Б-га твоего, на ней от начала года и до конца года (Деварим 11:12). Слово начало написано здесь необычным образом, без буквы Алеф. Почему?

Решит без Алефа подсказывает бедность. Если люди молятся Творцу в начале года как бедняки, в награду Всевышний записывает их на хороший год (Рош Ашана 16б, см. Раши).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

В Торе обычно слово она ( - хи) пишется как он ( - ху), но есть исключения. Сколько всего есть таких исключений?

В наших свитках есть 11 исключений (см. Минхат Шай, Берешит 14:2, см. также Авот Дерабби Натан 34:2, хотя в Йерушалми Таанит 4:3 упоминается 9 мест, а в Ленинградском свитке Танаха, написано 17 раз).

А есть ли слова не в Пятикнижие, которые написаны как ху, а читаются как хи?

Да, хотя редко (см. Йешияху 30:33, также в Ленинградском свитке в Йешаяху 39:1, и в некоторых изданиях Кохелета 3:13, см. Минхат Шай).

А бывает ли наоборот, что написано хи, а читается ху?

Да (см. Техилим 73:18, Дивре Аямим 1:29:16, Кохелет 5:8). Бывает также, что при чтении ху и хи меняются местами (см. Мелахим 1:17:15 и Ийов 31:11).

Вопросы по Халахе (т.к. в конце месяца Ав в Америке ожидается солнечное затмение, а в понедельник в восточном полушарье будет частичное лунное затмение, мы решили задать несколько вопросов про луну, и про Кидуш Левана):

Какое самое раннее время сделать Кидуш Левана?

По мнению большинства Ришоним, можно делать Кидуш Левана в первый же вечер после Рош Ходеша, но Рабену Йона считает, что следует подождать 2-3 дня, (ведь тогда уже луна видна лучше и ее свет помогает видеть предметы на земле). На практике, обычай многих ждать три полных дня, а Хассиды и Сефардские евреи обычно ждут 7 дней, т.к. это мнение великого Каббалиста Р. Йосефа Гикатилии (и его цитирует Шулхан Арух).

Какое самое последнее время сделать Кидуш Левана?

По мнению многих мудрецов, нельзя делать Кидуш Левана после того как прошла половина лунного месяца, (есть также диспут нужно ли учитывать разницу во времени с Иерусалимом, когда подсчитывают это время). Но есть те, кто разрешают делать до 15-ого числа месяца включительно, и таков обычай многих Сефардских евреев (см. Ябиа Омер 8:42, но в ночь на 16-ое месяца уже нельзя делать благословение с Именами Творца).

Если было лунное затмение, можно ли после него делать Кидуш Левана?

Так как лунное затмение происходит прямо посередине месяца, то после него уже нельзя делать Кидуш Левана (Бет Йосеф, Левуш 426). Тем не менее, При Мегадим (Эшель Авраам 426:12) разрешает делать и после затмения, (хотя он сам пишет, что совсем не разбирается в этих законах т.к. не знаком с астрономией).

Поучительные истории, Шутки, Афоризмы:

Если про Вас сказали что-то очень плохое, пусть в Ваших глазах это будет мелочью (Масехет Кала, 3).

Сразу сообщи людям о своем низком статусе [если они тебя принимают за кого-то более важного, чем ты есть]. Мы учим это из Элиэзера, раба Авраама, (которого приняли за богача, когда он приехал с огромным количеством подарков), поэтому он сразу сказал: Я раб Авраама (Бава Кама 92а).

Предыдущая глава