Еврейский Калейдоскоп. Глава Деварим.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В нашей главе Моше в том числе пересказывает наши битвы с Сихоном и Огом, и упоминает, что òøù  (эрес) Ога величиной в девять Амот до сих пор находится в городе Рабба – (столице детей Амона). Большинство комментаторов считают, что это редкое слово значит кровать, или даже колыбельку, но существует и другая интерпретация. Что значит слово «эрес» согласно альтернативной интерпретации?

Существует мнения, что òøù  здесь значит крепость, и Тора описывает высоту стен крепости Ога (см. Хизкуни, Бехор Шор, Панеах Раза).

Если все-таки эрес значит кровать, какого же роста был сам Ог?

Трудно сказать. Согласно Рамбаму, Ралбагу и Ибн Эзра, Ога был более двух метров ростом (возможно два с половиной метра). Но есть комментаторы, которые считают, что Ог был великаном невероятных размеров (и так приводится в Агадот Хазаль, хотя совершенно необязательно принимать их буквально, и возможно они подсказывают какие-то мистические концепции, а не физические размеры Ога).

А каким образом «кровать» Ога оказалась в столице Амона?

Одно из объяснений, что Амон был вассалом Ога, и когда Ог останавливался у них в столице, он спал на этой кровати. Другое объяснение: когда-то Аммонитяне завоевали территории Ога (см. выше 2:21), и он убежал, но осталась его кровать, которую дети Амона сохранили, как свидетельство его больших размеров (а согласно Мешех Хохма, они сохранили его кровать, т.к. считали ее святым предметом человека, которого они обожествляли).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Как называется и обозначается «ударение» в изданиях Торы?

В Торе обычно ударение на том слоге, где таам (музыкальная нота, хотя существуют таамим, которые не всегда ставятся на ударный слог), но есть длинные слова, которые имеют два ударение, и первое (второстепенное) ударение называется «метег» (Сефардим обычно называют его «гаая») и пишется в виде вертикальной черточки под буквой. Также в сидурах, если ударение не на последний слог, его обычно обозначают с помощью метег.

А как называется дефис?

«Макаф». Интересно, что дефис у нас печатают в Танахе также как в других языках, в форме черточки между буквами.

В Русском языке нередко встречаются два подряд идущих одинаковых согласных (мм, нн, сс), но в Иврите, если два согласных идут подряд, между ними всегда есть гласная (и даже если это шва, ее читают как короткое «е» - «шва на», например  äÇìÀìåÌ халелу). А как добиться в Святом Языке, чтобы согласную произносили более твердо, как двойную?

Твердый Дагеш (Дагеш Хазак) – точка внутри буквы часто играет такую же роль, как двойная буква в других языках (хотя при произношении это почти невозможно заметить, также как в русском языке, двойные буквы практически не выделяются).

Ответы на вопросы по Халахе (Законы трех недель траура):

С какого возраста детям следует поститься Девятого Ава?

Детям (до бар и бат мицвы) вообще не следует поститься, но следует постепенно учить их соблюдать основные законы траура, когда это не отражается на их здоровье.

В этом году пост «отодвигается» (т.к. он попадает на Шаббат, мы постимся на следующий день). Какие мягкости в законах существуют, когда пост отодвинут?

Существует несколько мягкостей даже по отношению к Девятому Ава, когда он сдвинут на десятое. Например, согласно Раву Овадии Йосефу, Сефардским беременным женщинам, или кормящим грудью, если им трудно, можно не поститься (в случае Ашкеназких женщин, следует спросить у раввина). 

Что делать насчет Хавдалы тем, кто не постится?

В случае взрослого есть диспут, как поступить, и лучше сделать Хавдалу, но не на вино (или дать выпить ребенку). Но если больной не голоден ночью, и есть будет только днем, тогда и Хавдалу пусть сделает днем. В любом случае, броху на огонь он делает ночью, как и все остальные, а на бесамим (благовония) вообще не делает (и также не говорит стихи перед Хавдалой «хине … вело эфхад …»). А в случае детей, которые не постятся, как было упомянуто выше, по большинству мнений можно вообще не делать Хавдалу.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

Человеку приятнее иметь один кав (объем) своего, чем девять кавов чужого [в смысле, то, что он сделал сам наполняет его радостью гораздо большей, чем то, что он купил] (Бава Мециа 38а).

Предыдущая глава