Еврейский Калейдоскоп. Глава Хукат.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Один из отрывков в нашей главе мы читаем еще один раз в течение года. Какой?

Начало главы читают обычно в неделю после Пурима. Этот Шаббат называется «Шаббат Пара» (Суббота отрывка про «красную корову»).

По некоторым мнениям, чтение вышеупомянутого отрывка является особой заповедью. Какой?

Тосафот и некоторые другие Ришоним считают, что это чтение в «Шаббат Пара» - является заповедью из Торы (в смысле, конечно, при любом чтении Торы исполняется заповедь изучения Торы, но в данном случае само чтение из свитка, возможно, является Библейской обязанностью). Совершенно неочевидно, почему это так (и Мааршаль и ГР”А на самом деле считали, что это ошибка переписчика). Но возможно действительно есть обязанность вспоминать о ритуальной чистоте перед месяцем Нисан, а когда будет построен Храм, мы все будем очищаться перед праздниками, чтобы принести нужные приношения (см. также следующий вопрос, см. также Арух Ашулхан, Орах Хаим 685:7, Мешех Хохома к главе Хукат и Моадим Уземаним, 2:168 для других объяснений).

В свое время существовал обычай поститься в пятницу недели, когда читают главу Хукат. Почему?

В этот день (17 июня, т.е. 2 тамуза, 1244) произошло сжигание Талмуда в Париже (см. Маген Авраам 580:9 от имени книги Тания. Заметим, что упомянутая Тания – это не книга Хабада, а гораздо более ранняя книга. См. там же насчет другой причины на пост в этот день.) В том поколении, сделали «шеилат халом» и получили ответ, что то, что произошло подобно сжиганию красной коровы, поэтому пост установили не на день месяца, а на конкретный день недели (см. также «Оцрот Рамхаль», 25-ое письмо на стр. 349 «Сод гезерат срефат Атора»).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Один из очень часто упоминаемых мудрецов Талмуда – Рабба бар бар Хана. Является ли он тем же человеком, что и Рабба бар Хана?

Нет, это совершенно разные люди, (см. например Рашба, Кидушин 59а, см. подробно «Толдот Танаим Веамораим, стр. 1074).

А само имя Хана здесь – это имя мужчины или женщины?

Насчет имени родителя Раббы бар Ханы, есть диспут, является ли Хана мамой или папой Раббы, и также в случае Шмуэля бар Марта и Шимона бен Пази есть разные мнения, были ли Марта и Пази женщинами или мужчинами (см. Тшувот Агаоним, Лик, 12, Рашбам, Баба Батра 52а, Седер Хадорот»).

Какое из перечисленных ниже имен, не является женским именем, упомянутым в Талмуде?

а) Брурия б) Блурия в) Хома г) Хова д) Малка е) Марта

Правильный ответ: д, в Талмуде не упоминается женщин того времени, которых бы звали Малка (хотя в Хумаше упоминается одна из дочерей Целафхада с похожим именем – Милка). Брурия была женой Р. Меира, Блурия упоминается в Трактате Рош-а-Шана 17б. Хома была известной женщиной, которая в конце своей жизни в третий раз вышла замуж за известного мудреца по имени Абае (Йевамот 64б). Хова была женой Р. Хуны (Назир 57б). Марта было именем разных женщин (см. например, Шаббат 121а, Йома 18а, Гиттин 56а).

Ответы на вопросы по Халахе:

Нужно ли женщине читать Халель в Рош Ходеш?

Нет, это не обязательно. Но если она хочет, то может читать, и Ашкеназская женщина может это делать с благословением, а Сефардская – без брохи.

Если женщина забыла сказать Яале Веяво в молитве в Рош Ходеш, нужно ли возвращаться?

В дневных молитвах – да, также как мужчина.

Если человек молится до захода солнца вечернюю молитву после Рош Ходеша, следует ли говорить Яале Веяво?

Нет, ведь он молится молитву следующего дня, который уже не Рош Ходеш.

Истории, Шутки, Афоризмы:

(Таанит 8а): Стих в Кохелете (10:11) говорит «Разве укусит змея, не прошипев? Тогда в чем преимущество языкастого человека»? Во время Машиаха все животные соберутся и придут к змее и скажут: «Лев кусает животных, чтобы съесть их, волк рвет их, и пожирает, но какой смысл тебе жалить»? Змея ответит: «А какая выгода у сплетника»? (В смысле, в отличие от других грешников, сплетники даже не получают никакого физического удовольствия от греха, но все равно говорят «лошон хара».)

(Кидушин 81): Плимо говорил каждый день [возможно, когда делал мицвы]: «Это стрела в глаз сатану!». Однажды [Сатан решил его проучить]. Это было накануне Йом Кипура, он замаскировался бедняком и пошел и позвал у двери Плимо. Ему вынесли хлеба. «В такой день, - умолял он, - когда все едят внутри, а я снаружи?» Его впустили, и ему был предложен хлеб. «В такой день, - убеждал он, - когда все сидят за столом, а я один!» Он был приведен и сел за стол. Его тело было покрыто гнойными язвами, и он вел себя отталкивающе. «Сядьте правильно», - упрекнул его Плимо. «Дай мне стакан». Ему дали, он кашлянул и плюнул в него мокроту. На него гаркнули, [после чего он сделал вид, что] упал в обморок и умер. Тогда они услышали, как люди кричат: «Плимо убил человека, Плимо убил человека». Плимо убежал, и спрятался в туалете. Он [Сатан] последовал за ним, и упал перед ним. Видя, как он страдает, Сатан раскрыл свою личность и сказал ему: «Почему ты всегда говоришь так»? «А как мне говорить»? Ты говори: «Пусть Милостивый Б-г упрекнет сатана».

Предыдущая глава