Еврейский Калейдоскоп. Глава Хае Сара.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

В каком месте умерла Сара?

В Хевроне.

Куда отправился Элиэзер искать жену для Йицхака?

В Падан Арам (Сирия).

Как звали отца Ривки?

Бетуэль.

Как звали брата Ривки?

Лаван.

Где Ривка впервые встретила Йицхака?

Беэр Лехай Рои (там же, где когда-то ангел открылся Агарь).

Сколько сыновей было у Авраама?

Восемь.

Сколько сыновей было у Йишмаэля?

Двенадцать.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Почему в отношении продолжительности жизни Сары, Тора использует уникальное выражение (Берешит 23:1): åÇéÌÄäÀéåÌ çÇéÌÅé ùÒÈøÈä «И были жизнь Сары?»

Простой смысл, что слово хаим – жизнь, на иврите всегда во множественном числе (см. Ибн Эзра). Есть и дополнительное объяснение: гематрия слова åéäéå – 37. По-настоящему Сара жила только после рождения Йицхака. Так как ей было 90 лет, когда она родила, и 127 лет, когда она умерла, получается, что «жила» она всего 37 лет (см. Зоар 1:123а, Даат Зкеним Мибаале Атосафот, Хизкуни, Р. Бахъе и Баал Атурим). Вдобавок, слово åéäéå является палиндромом (оно читается одинаково справа налево и наоборот), что означает, что вся жизнь Сары была одинаково праведной (см. Минха Белула).

Как звали старшего сына Йишмаэля? А где еще Тора упоминает старшего сына Йишмаэля?

Первенца Йишмаэля звали Невайот (в нашей главе его имя написано без Вава ðÀáÈéÉú). Позже Тора (Берешит 28:9) упоминает, что Эйсав женился на Махалат, сестре Невайот. Наши мудрецы объясняют, что Невайот упомянут, потому что в это время умер Йишмаэль, и Невайот, как старший брат отдал сестру в брак Эйсаву (см. Раши). Другое объяснение: у Йишмаэля были дети от разных жен, и только Невайот был братом Махалат по матери (см. Таргум «Йонатан» и Ибн Эзра). Позже, в конце главы Вайишлах (36:3), Тора упоминает Басмат, жену Эйсава, сестру Невайот. Некоторые считают, что Басмат – это Махалат, но другие считают, что у Махалат не было детей, а Эйсав женился позже на ее сестре Басмат. Также арабский клан, который вышел из Невайот, упоминается в пророке Йешаяу (60:7). Наверно у них были отборные бараны (см. Радак), и пророк обещает, что у евреев будет много лучших животных, в том числе для нужд Храма. И наконец, в Дивре Аямим (1:1:29), когда описываются дети Йишмаэля, упоминается Невайот. 

Считалась ли Кетура женой Авраама или его наложницей?

Тора сообщает нам (25:1), что Авраам взял себе жену по имени Кетура, но позже Тора пишет (25:6), что Авраам дал подарки «детям от наложниц» и отправил их на восток, подальше от Йицхака. Возможно, на самом деле Кетура была женой Авраама, иначе Тора бы не написала, что он взял ее «в жены», но т.к. Аврааму было обещано (21:12) что Всевышний сохранит с его потомством союз только через Йицхака, то остальные дети Аварама считаются, как дети наложниц (см. Рамбан, см. также его другое объяснение, см. также объяснение в Аэмек Давар). Но простой смысл стиха в Дивре Аямим 1:1:32, что Кетура была наложницей (см. Радак там же, заметим, что согласно комментарию Радака к нашему стиху, дети от наложниц, упомянутые в стихе 25:6, это вообще не дети Авраама от Кетуры, а дети его слуг от его служанок). (Что касается разницы между женой и наложницей, см. Санхедрин 21а, Йерушалми, Кетубот 33б, а что касается слов Раши 25:6 насчет написания слова «пилагшим» без буквы Йод, что подсказывает, что Кетура и есть Агарь, в наших свитках «пилагшим» написано с Йудом, см. Хизкуни и Минхат Шай, см. также Тосафот и Р. Акива Эйгер к Талмуду Шаббат 55б).  

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Как известно, большинство благословений на заповеди начинаются словами: Благословен Ты … освятивший нас своими заповедями и повелевший.  А существуют ли благословения, начинаются словами «освятивший нас своими заповедями» но не продолжающиеся словом «повелевший?»

Да, Кидуш в ночь на Шаббат àÂùÑÆø ÷ÄãÌÀùÑÈðåÌ áÌÀîÄöÀåÉúÈéå åÀøÈöÈä áÈðåÌ (освятивший нас своими заповедями и благоволивший к нам).

Обычно благословения на мицву кончаются словами о конкретной акции, используя предлог òì (начет чего-то, например, Аль Нетилат Ядаим) или ì (делать что-то, например, Леханиах Тефилин). А есть ли случаи благословения, которое не сообщает конкретно акцию, которую нужно делать, с предлогом òì или ì?

Да. Благословение на обручение (Кидушин) начинается: àÂùÑÆø ÷ÀãÌÀùÑÈðåÌ áÌÀîÄöÀåÉúÈéå, åÀöÄåÌÈðåÌ òÇì äÈòÂøÈéåÉú, åÀàÈñÇø ìÈðåÌ àÆú äÈàÂøåÌñåÉú. åÀäÄúÌÄéø ìÈðåÌ àÆú äÇðÌÀùÒåÌàåÉú и сообщает, что Всевышний запретил нам «арайот» (близких родственниц и других запрещенных женщин), но сама акция Кидушина упоминается только в общем в конце:  îÀ÷ÇãÌÅùÑ òÇîÌåÉ éÄùÒÀøÈàÅì òÇì éÀãÅé çËôÌÈä åÀ÷ÄãÌåÌùÑÄéï (Всевышний освящает свой народ через Хупу и Кидушин).

А есть ли благословения, в которых говориться не Ашер Кидшану (Который освятил нас), а Ашер Кидеш (Который освятил)?

Да. Например, при обрезании: àÂùÑÆø ÷ÄãÌÇùÑ éÀãÄéã îÄáÌÆèÆï. Также Тур (Йоре Деа 305) приводит от имени Гаоним что при выкупе первенца коэн делает броху «àùø ÷ãù òåáø áîòé àîå ...», но сам он пишет что т.к. это благословение не упомянуто у Хазаль, не следует его делать. Заметим, что существуют также другие нестандартные нусахи благословений, которые сегодня либо не произносят вообще, либо произносят без Имени Творца (см. например Эвен Аэзер 63:2 àùø öâ àâåæ áâï òãï, Эвен Аэзер 169:57 áîöåú åçå÷éí ùì àáøäí àáéðå àùø ÷ãùðå áîöåúéå åöéåðå).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если помыли детский горшок, можно ли рядом с ним делать благословения?

Если горшок не моют всегда сразу после использования, то он может пропитаться мочой и калом, и тогда в определенных случаях сам горшок подобен экскрементам, и даже если он мытый, около него нельзя произносить благословения, или учить Тору, даже если нет запаха, пока его не покроют со всех сторон (например, одеялом). Но все это относится только к глиняному горшку, а по некоторым мнениям и к пластиковому, но если горшок стеклянный или металлический, то если его как следует помыли, около него разрешено говорить слова Торы и молиться (см. Орах Хаим 87:1, см. также Писке Тшувот 87:2, и в пометках разные мнения насчет строгости сосудов, которые выглядят как горшки).

Можно ли делать благословения около воды, которой совершали омовение рук утром?

По букве закона, да.

Если человек собирается пить напитки, пока он принимает ванную, как ему поступить (ведь в ванной комнате нельзя сделать броху)?

Следует сделать на что-то благословение Шехаколь и попить немного, и иметь в виду, покрыть и то, что он будет пить в ванне (см. Мишна Берура 84:7). А после того как он выйдет, пусть сделает Боре Нефашот, разумеется, если он выпил более ревиита, и не прошло слишком много времени (72 минуты) после питья. (Заметим, что само по себе пить в ванне, особенно если в ванной комнате находится и унитаз, не самая лучшая идея, и по некоторым мнениям Кабалистов, возможно жидкости, которые побывали в ванне, вообще не следует пить из-за «руах ра».)

Поучения, Афоризмы:

[Когда Моше пожаловался Творцу в Египте, почему Он не спас еврейский народ, Всевышний сказал Моше:] Ой тому, что потеряно и не возвращается. Сколько раз Я открывал Себя Аврааму, Йицхаку и Якову по имени Э-ль Ша-дай, и они не сомневались во Мне, и не спрашивали Моего [Главного] Имени. Я сказал Аврааму: Встань, пройди по всей этой земле, ибо Я дам ее тебе, но когда он искал место, чтобы похоронить Сару, он должен был заплатить четыреста серебряных шекелей; и все же он не подверг сомнению Мое управление. Я сказал Йицхаку: Пребывай на этой земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, но когда его слуги искали воды, и не нашли, им пришлось оспаривать колодцы, как сказано: И пастухи Герарские спорили с Йицхаком, говоря: Вода наша. И все же он не сомневался во Мне. Я сказал Якову: Земля, на которой ты лежишь, тебе Я дам и семени твоему, но когда он искал место, чтобы разбить свой шатер то не нашел, пока не приобрел его за сто монет. И, тем не менее, он не сомневался во Мне и не спрашивал Моего Имени. И теперь ты [Моше] говоришь Мне: Ты не спасаешь свой народ! (Санхедрин 111а).

Предыдущая глава