Еврейский Калейдоскоп. Глава Бо.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы по главе Торы:

В нашей главе упомянута мицва Тефилина, но не Мезузы. Тем не менее, и слово Мезуза (дверной косяк) несколько раз упоминается в нашей главе. В каком контексте упоминается слово Мезуза?

Слово Мезуза в Торе значит не пергамент, который мы прикрепляем к дверному косяку, а сам дверной косяк, (видимо пергамент стали называть Мезузой во время мудрецов Мишны). В нашей главе, Мезуза упоминается три раза, в контексте косяков, которые нужно было окропить кровью Пасхальное жертвы.

Из стиха про Мезузу в нашей главе, Талмуд учит определенный закон о Мезузе, которая прикрепляется к косяку. Какой это закон?

Так как наша глава подчеркивает, что окроплять нужно две Мезузы, значит всегда, когда Тора говорит просто о Мезузах, имеется в виду один из дверных косяков, (а именно правый). Поэтому Талмуд (Менахот 34а) учит, что Мезуза прикрепляется только к правому косяку, а не к обеим. (Интересно, что если и более общая связь между косяком, упомянутым в нашей, и мицвой Мезузы: окропление кровью пасхальной жертвы служило той же цели, что и Мезуза защитить еврейский дом, и в частности первенца от смерти).

Какую Хафтору мы читаем на этой неделе и почему?

Мы читаем отрывок из Йирмияху, где пророк предсказывает о наказании фараона и всего Египетского народа.

Ответы на вопросы на сообразительность.

Один человек был отъявленным лжецом, он всегда лгал. Потом он сделал частичную тшуву, и стал говорить только правду в Шаббат, но в остальные дни продолжал лгать. В какие дни недели он может сказать я лгал вчера, и буду лгать завтра?

В пятницу, Шаббат, и в воскресенье. В пятницу и в воскресенье он может сказать, я лгал вчера, и буду лгать завтра, потому что это ложь, а Шаббат, потому, что это правда. В другие же дни он не может сказать: я лгал вчера, и буду лгать завтра, т.к. это будет правдой, а в другие дни он всегда лжет. Кстати идея, что даже нечестный человек, не врет в Шаббат, взята из Иерусалимского Талмуда (Дамай 16б).

А когда он может сказать я говорил вчера правду, и также буду делать завтра?

Это он может сказать всегда, кроме Шаббата, т.к. это утверждение всегда ложь.

Теперь он продолжил исправляться и решил больше не лгать в Йом Тов. Когда он может сказать: На этой неделе я говорю правду три дня подряд?

Это утверждение почти всегда ложно, и он может сказать его всегда, кроме Шаббата и Йом Това. Но если в какую-то неделю будет два дня Йом Това и Шаббат подряд, то но сможет также сказать это утверждение в Шаббат и Йом Тов, т.к. оно будет правдивым.

Мы узнали, что у него есть близнец, который всегда говорит только правду. Одного из них зовут Янкель. Как в будний день с помощью одного короткого вопроса узнать кто перед нами: Янкель или его брат? А как узнать с помощью одного вопроса, говорит ли Янекль правду?

Чтобы узнать, кто перед нами: Янкель или его брат, нужно спросить его: говорит ли Янекль правду? А чтобы узнать говорит ли Янекль правду, нужно спросить человека перед нами: ты Янкель? В обоих случаях, ответ который мы получим не поможет узнать ответ на заданный вопрос, но зато ответит на второй вопрос. Например, если на вопрос: говорит ли Янекль правду, мы получили ответ да, то перед нами Янкель (вне зависимости от того, говорит ли он на самом деле правду), а если ответ нет, то перед нами не Янекль. (Подумайте, почему это так? Для этого нужно рассмотреть все 4 случая: перед Вами Янкель, и он говорит правду; перед Вами Янкель, и он лгун; перед Вами не Янкель, и он говорит правду; перед Вами не Янкель, и он лгун. Не забывайте, что в Шаббат нельзя писать, поэтому если Вы хотите составить таблицу, подождите, пока кончится Суббота).

Как может быть, что человек поел немного, и по закону ему нужно сделать броху, но если он еще поел немножко, уже не нужно делать благословение?

Если сначала съели, например, половину кезаита виноградины и половину кезаита сыра, то по многим мнениям нужно сделать броху Боре Нефашот (см. Мишна Берура 210:1, и так считают многие Сефардские авторитеты, включая Каф Ахаим 210:3 и Ор Лецион 1:19, но Р. Овадия Йосеф спорит с этим, см. Ябиа Омер 1:12 и 8:23:25). Но если потом съели еще кусочек виноградинки, так что всего съели винограда размером с примерно 1/3 яйца, то по некоторым мнениям, это и есть кезаит. Дело в том, что одни считают, что размер с кезаит это около половины яйца, а другие говорят, что это примерно треть яйца. Теперь нельзя делать броху после еды. Ведь есть неуверенность, съел ли он кезаит винограда. Если да, то нужно сделать благословение Аль Хаэц, а если нет, то Боре Нефашот (на виноград вместе с сыром), а так как есть неуверенность, то он не может сделать ни ту, ни другую броху.

Ответы на вопросы на эрудицию:

Как звучит в Талмуде пословица похожая на русскую поговорку у семи нянек дитя без глазу?

Эйрувин 3а: (кастрюля партнеров не горячая и не холодная), еще подобные пословицы: слишком много поваров портят бульон, по-английски: too many cooks in one kitchen.

А какой стих повторяется в книге псалмов больше всего раз?

' Благодарите Б-г, потому что Он добр, ибо вечна милость Его.

 

Ответы на вопросы по Халахе:

Если человек проснулся ночью, и не может заснуть и хочет позаниматься Торой, нужно ли сделать благословение?

Да.

А какие еще утренние благословения следует сделать?

В принципе, по букве закона он не обязан делать остальные благословения до утра, но если он проснулся после полуночи, он может их сделать (хотя есть диспут, можно ли делать броху лехабхин бен йом увен лайла). Каббалисты же считают, что желательно сделать все благословения после полуночи, не дожидаясь утра.

А если он потом снова пошел спать, нужно ли делать благословения на Тору утром?

На этот счет есть диспут, но большинство не делают.

 

Истории:

Вопрос: какая русская народная сказка на самом деле взята из Мидрша Раба?

Многие в детстве читали русскую народную сказку про мужика, который делил курицу барина, а в другой раз цыплят между барином и его семьей. Но немногие знают, что источник этой сказки на самом деле Мидраш Раба (Эйха 1:4). Там она рассказывается по отношению к мудрости жителей Иерусалима. Когда один из них умер в далеком городе, боясь, что его деньги передадут узурпатору, сказал хозяину трактира отдать его кошелек только тому, кто проявит не дюжую мудрость три раза. И так описывается там мудрость его сына, который в итоге смог получить деньги отца:

Когда они начала кушать, хозяин сказал: раздели пять цыплят, А у хозяина была жена, два сына и две дочери. Он дал одного цыплёнка хозяину с женой, одного двум сыновьям, одного дочерям, а себе взял двух. Хозяин подивился, но ничего не сказал. Вечером они ели курицу, и он опять попросил приезжего разделить. Он дал хозяину голову, его жене внутренности, сыновьям по ножке, дочерям по крылышку, а себе взял все туловище курицы. Спросил его хозяин, как же это ты так делишь (несправедливо). Он ответил, что все справедливо. В первый раз, он дал одного цыпленка хозяину и жене, и вместе с цыпленком их трое. Также и сыновей с цыпленком трое, и дочерей с цыплёнком тоже трое. Ну а себе он взял двоих цыплят, чтобы их тоже было трое. Во второй раз, он дал голову хозяину, т.к. хозяин глава! Жене внутренности, т.к. из ее утробы выходят дети. Ножки сыновьям, т.к. на них держится дом. Крылья дочерям, т.к. они улетят из дома, когда выйдут замуж. Ну а сам он прибыл корабле (илпа на арамейском) и поэтому взял себе главную часть курицы (илпа), (здесь используется игра слов, а в русском варианте мужик говорил, что он глуп мне глодать хлуп).

К следующему разу, подумайте какая история из Талмуда, очень похожа на историю Шерлока Холмса?

Стихотворения:

Когда нет каши в голове, решаем кашию в геморе!

Винни Пух: Кто понял кашию в геморе тот поступает мудро тарам тарам на она и кушиа.

 

Предыдущая глава