Еврейский Калейдоскоп. Глава Бо.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Почему в отличие от жаб, которые после казни остались в Египте, когда закончилась казнь саранчи, все кузнечики не умерли, а улетели из Египта?

Мертвые жабы были противны, и воняли, и Египтянам приходилось собирать их в кучи, которые распространяли заразу, но мертвые кузнечики были бы пригодны в пищу, и Всевышний не собирался вознаграждать египтян за их упорство.

Во время последней египетской казни первенцев, погибли ли только первенцы мужского пола, или первые дочки тоже?

В Торе про это ничего не написано, но согласно некоторым мидрашам, казнь первенцев относилась и к женщинам (Псикта Дерав Кахана,7, Мидраш Техилим 136:6, см. также ГР”А, Орах Хаим 470:1).

В чем разница между словом «хамец» и «махмецет»?

Существует мнение, что слово «махмецет» указывает на смеси квасного (см. Песахим 43а). Также «махмецет» возможно указывает на хамец, который не заквасился сам, а который заквасили с помощью дополнительных ингредиентов. 

А что такое ùàåø «сеор» (закваска)?

В старые времена, чтобы быстро заквасить тесто, использовали немного старого квашеного теста, и это называлось закваской (сегодня обычно используют дрожжи, и они, как правило, вообще не квасные, и тогда их не запрещено хранить в Песах). Заметим, что в некоторых календарях в декларации перед Песах перевели слова «хамец» и «сеор» как «непресное и квасное», но этот перевод неправильный (ведь не пресное и есть квасное, а «сеор» – это закваска).

Тора говорит (13:7), что семь дней мы не должны видеть ничего квасного (хамец и сеор). Почему же тогда большинство людей не уничтожают свой хамец перед Песах?

Хотя Тора запрещает «видеть хамец и сеор» в наших владениях, и также написано (12:19), чтобы семь дней не был найден «сеор» в наших домах, наши мудрецы учат, что эти запреты относится только к квасному, которое нам принадлежит. Поэтому обычай большинства евреев продавать хамец нееврею, и тогда нет запрета видеть и иметь его в нашем доме (но нужно сделать это с серьезными намерениями, а не просто как «религиозною процедуру», и следует запереть все квасное в отдельном месте, чтобы случайно не забыть и не съесть потом в Песах).

Тора говорит, есть мацу семь дней (там же). Значит ли это, что существует мицва, есть мацу каждый день Песаха?

По большинству мнений, нет «мицвы» есть мацу, а существует лишь запрет на еду хамеца (хотя по некоторым мнениям желательно есть мацу каждый день Песаха). Но в первую ночь по всем мнениям существует мицва есть мацу (а вне Израиля и во вторую).

Сколько отрывков из нашей главы помещаются в Тефилин? А в Мезузу?

В Тефилин кладут два отрывка из конца нашей главы (13:1-10 и 13:11-16), а в Мезузе вообще нет отрывков из нашей главы.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Откуда мы знаем что в Йом Тов можно делать те виды работ, которые нужны для приготовления пищи?

Тора сообщает нам (12:16): «Только то, что нужно для [приготовления] пищи для всякой души, только это (äåÌà ìÀáÇãÌåÉ) можно делать вам».

А можно ли в Йом Тов сделать работу, которая не связана с приготовлением пищи напрямую, но нужно для прибора, который используется при готовки пищи (например, заточить тупой нож)?

Насчет этого у наших мудрецов есть диспут. По мнению многих раввинов, так как Тора подчеркивает «Ху Левадо» - только это можно делать, то только то, что напрямую связано с едой можно делать в Йом Тов. Но Рабби Йехуда считает, что можно делать то, что требуется, чтобы получить приборы нужные в приготовлении пищи, поэтому Тора написала «для вас» (для всего, что вам требуется при приготовлении пищи). Тем не менее это относится только в случае, если до Йом Това это невозможно было сделать (например, нож затупился в Йом Тов), поэтому Тора написала «Ху Левадо» (см. Бейца 28б, насчет практической халахи см. обсуждение в Мишна Берура, предисловие к главе 509, Арух Ашулхан 595:22).

А можно ли в Йом Тов сделать то, что нужно для животных?

На этот счет тоже есть диспут, связанный со словом «лахем» - для вас (см. Бейца 21а-б). Халаха следует мнению, что в Йом Тов нельзя делать работы для нужд животных.

Вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Где в Танахе упоминается месяц «Шват»?

Название месяца «Шват» упоминается только в пророчестве Зехарии (1:7) которое было получено 24-ого Швата, но в Торе также упоминается «одиннадцатый» месяц, когда Моше начал перед смертью повторять Тору для еврейского народа (Деварим 1:3).

В чем особая важность Первого Швата по мнению школы Шамая?

По мнению Бет Шамай, новый год деревьев – Первого Швата (но мы следуем Бет Хилел, что новый год деревьев в Ту Бешват – 15-ого числа месяца).

Какому колену соответствует месяц Шват?

Месяц Шват соответствует колену Ашера (Бней Иссахар, Шват, 1, ГР”А, Сефер Йецира 5:3). Этому месяцу соответствует действие «кушать» (Сефре Йецира 5:10) и Ашер получил благословения прекрасного масла, хлеба и деликатесов, которые доставлялись на царский стол (Берешит 49:20, Деварим 33:24). 

Ответы на вопросы по Халахе:

В какой день соблюдают Шаббат на Гавайских островах?

Существует неуверенность, относятся ли согласно еврейскому закону Гавайские острова к западу (и тогда Шаббат у них в обычную Субботу) или к востоку (и тогда их Шаббат в день, который они считают пятницей). Многие раввины советуют тем, кто временно находится на Гавайских островах на всякий случай не делать работы, запрещенные Торой в пятницу (а значит, длинные Субботние свечи следует зажечь без брохи еще в четверг вечером, чтобы они горели всю пятницу, и в ночь на Субботу). Но те, кто там живут постоянно, не могут соблюдать всегда два «Шаббата», и обычай полагаться на мнение, что там Шаббат в обычную Субботу. 

Как соблюдать Шаббат летом в местах за полярным кругом, где нет захода солнца?

На это нет четких инструкций в Талмуде, и мудрецы последних поколений не дали четкого решения. Некоторые считают, что летом в заполярье следует соблюдать Шаббат по Израильскому времени. Другие предполагают, что тот, кто попадает в эти места, начинает отсчет дней по 24 часа каждый. Наиболее логичное мнение,  что самая низкая точка солнца (на юге) – это момент, когда сменяется дата, хотя самой ночи нет, и тут же наступает следующий день.  

Как соблюдать Шаббат на луне?

Разумеется, насчет соблюдения мицв связанных со временем, для тех, кто находится вдалеке от земли, нет никаких прецедентов. Возможно законы Шаббат вообще не могут относится в таких местах. Но может быть там следует соблюдать Субботу в то время, когда Шаббат в Иерусалиме, или отсчитывать после отлета периоды в 24 земных часа, и считать каждый из как один день, и соблюдать Шаббат на седьмой такой «день».

Поучения, Афоризмы:

(Талмуд, Ш’вуот 26а): Рав Кахана поклялся, что его учитель Рав сказал так-то, а Рав Аси поклялся, что Рав сказал наоборот. Когда они пришли к Раву, Рав сказал кто из них прав. Второй тогда спросил: а что же получается, что я тогда поклялся ложно? Рав ответил: нет, это твое сердце тебя заставило (в смысле, ты же был абсолютно уверен, что я так сказал, но, к сожалению, память человеческая не идеальна, и ты ошибся, и, тем не менее, твоя клятва не подобна ложной).

Предыдущая глава