Еврейский Калейдоскоп. Глава Бо.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Какая самая первая заповедь в Книге Шемот описана в нашей главе?

«Этот месяц будет для Вас первым месяцем» (Шемот 12:2). Здесь Всевышний передал Моше законы еврейского календаря, который основывается на лунных месяцах. Само слово «Ходеш» происходит от слова Хадаш (новый): когда на небе видна «новая луна», мы начинаем отсчет нового месяца.

Как Тора называет месяц Нисан? А откуда взялось само название Нисан, и где в Танахе оно упоминается?

В Торе (Шемот 13:4) Нисан называется месяцев весны (когда в Израиле поспевает ячмень). А после изгнания в Вавилон, евреи стали называть месяцы их вавилонскими названиями. В Танахе месяц «Нисан» упоминается в Книге Эстер (3:7) и в Книге Нехемия (2:1).

В какой день евреи приобрели Пасхальных барашков?

Всевышний повелел нашим предкам взять барашков десятого Нисана (Шемот 12:3).

Из какой еще породы животных, кроме барана может быть Пасхальная жертва?

Пасхальная жертва также могла быть козленком (Шемот 12:5). Вообще слово «ùä» (сэ) значит барашек или козленок.

Какого возраста должна быть Пасхальная жертва?

До одного года (12 лунных месяцев).

Почему нельзя разбивать кости Пасхальной жертвы?

Сама Тора не объясняет причину на эту заповедь. Одно из возможных объяснений: т.к. евреи теперь стали свободными, они не должны были ковыряться в костях, как бедняки, чтобы выскрести съедобную мозговую часть кости (Сефер Хахинух).

Что значит слово «Мезуза» и где Тора впервые упоминает это слово?

Само слово «Мезуза» в Торе всегда означает дверной косяк, и впервые упоминается в нашей главе (Шемот 12:7). Позже «Мезузой» стали называть также отрывок из Торы, который прикрепляют к дверному косяку.

Из чего делают мацу?

Из муки и воды. Мука может быть только из определенных пяти злаков, которые могут закваситься, если тесто сразу не испечь. Но те злаки, которые никогда не могут стать квасными (т.е. тесто не поднимается, например, рис, гречка, пшенка и т.п.) из них невозможно печь мацу.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Существует ли обязанность есть мацу все семь дней Песаха?

Хотя Тора говорит: Ешьте мацу семь дней (Шемот 12:15, 13:6-7), согласно Хазаль это не является обязанностью, и кроме первой ночи необязательно есть мацу. Главное все семь дней не есть хамец (квасное). Но существуют и мнения, что существует мицва есть каждый день (хотя благословение на это не делается).

Почему мы говорим, что есть марор в наше время – это только раввинская заповедь?

Тора требует есть марор только когда приносится Пасхальная жертва, но раввины установили есть марор и в наше время.

Хамец в Песах запрещено есть, иметь в своем владении, и получать от него любое наслаждение. Два из этих запретов написаны в Торе, но один не описан открыто.  Какой из этих трех запретов не написан в Торе?

Сама Тора описывает, что нельзя есть или хранить хамец. Но нигде не написано, что запрещено получать удовольствие (ханаа) от хамеца в Песах. Более того, в Талмуде даже приводится мнение, что нет запрета, получать удовольствие от хамеца в Песах (но закон не следует этому мнению). Заметим, что втирать в кожу то, что содержит хамец может быть запрещено не только т.к. это тип наслаждения, но и потому, что это подобно питью («сиха кеш’тия», см. ГР”А, Орах Хаим 326:10).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Откуда взято современное слово иврита «балшан» - лингвист?

«Мордехай Балшан» упоминается в Книге Эзра (2:2). Хотя возможно это два имени разных мудрецов, Хазаль считают, что Балшан был титулом Мордехая, который умел, который знал много языков (был полиглотом), и вдобавок мог понимать и интерпретировать намеки (см. Малбим, Эзра 2:2, Талмуд Менахот 65а и Раши там).

Слово «этимология» на современном иврите – гизарон. А какова этимология слова «этимология»?

Сам корень âæø (г-з-р) связан с отрезанием чего-то или отделением от чего-то. Иногда «гезера» используется в смысле «декрета», который тоже в каком-то смысле «отрезается». Уже в последнюю тысячу лет этот корень также использовали, когда хотели объяснить грамматику Библейского Иврита. Например, такое-то слово происходит «нигзар», как бы «отделяется» от такого-то.

Банковский чек сегодня называют äîçàä. Откуда взято это слово, и какими еще словами поским называли чек?

В книгах Халахи раньше называли чек похожими словами на иврите: ùé÷ öé÷ ö÷ èùò÷ и т.п. Но и современное слово äîçàä фактически во время Талмуда значило такую же концепцию. Мишна (Бава Меция 9:12) использует это слово в случае работодателя, который сказал работнику пойти к меняле, чтобы тот ему заплатил (или в магазин, где ему отпустят товар, на ту сумму, которую он заработал). Потом работодатель уже рассчитывался с менялой (или с магазином). На подобии этого, сегодня работнику дают чек, чтобы банк ему заплатил, а работодатель уже рассчитывается с банком.

Ответы на вопросы по Халахе:

Можно ли в Шаббат завязать шнурки ботинок?

На узел с бантиком можно, если их развяжут в течение 24 часов (а Сефардим могут завязывать на узел с бантиком, даже если собираются развязать в течение трех дней). Но человек, который подолгу не развязывает шнурки, не может завязать их в Шаббат и так оставить (но можно завязать просто на два бантика без узла под ними).

Можно ли в Шаббат завязать мешок с мусором?

Нельзя завязывать мешок на двойной узел, или даже на узел и бантик (ведь его не собираются потом развязывать).

Можно ли девочке сделать косички в Субботу, или расплести косички, которые были сделаны до Шаббата?

Нет, это запрещено (Шулхан Арух 303:26).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Вавилонский Талмуд, Сота 22б; несколько другая версия в Иерусалимском Талмуде и в Авот ДеРабби Натан): Есть семь типов [ненастоящих] фарисеев: фарисей шикми, фарисей никпи, фарисей кизай, фарисей медухая (пестик), фарисей [который постоянно восклицает]: «Каков еще мой долг, чтобы его выполнить?», фарисей от любви [награды] и фарисей от страха [наказания]. Фарисей-шикми - это тот, кто подобен жителям Шхема [которые сначала дали изнасиловать дочку Якова, а потом решили «обрезаться», чтобы могли и дальше брать евреек в жены, и получить еврейское имущество]. Фарисей никпи – это тот, кто ходит маленькими шажками (из ложной скромности), и в результате сбивает ноги. Фарисей кизай – это  тот, чья кровь течет по стенам [потому, что закрывает глаза, чтобы не смотреть на женщин, и натыкается на препятствия (Раши)]. Фарисей «пестик» - горбиться как пестик [из-за показательного смирения]. Фарисей [который постоянно восклицает]: «Какова еще моя обязанность, чтобы я мог ее исполнить?» [в смысле, он считает, что он и так все делает идеально]. Фарисей от любви [награды] и фарисей от страха [наказания]. Сказали Абае и Рабба не упоминать эти два случая, т.к. даже если человек занимается Торой и заповедями, не по альтруистическим причинам, [это тоже хорошо], и в будущем он достигнет уровня соблюдения Лишма.

Предыдущая глава