Еврейский Калейдоскоп. Глава Бо.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Трое четырех из сыновей Пасхального Седера упомянуты в нашей главе. Какие?

Наши мудрецы заметили, что в Торе есть четыре отрывка, где сообщается, как объяснить детям, зачем мы празднуем Песах. Три из этих отрывков – в нашей главе (12:26-27, 13:8 и 13:14), а четвертый – в главе Ваэтханан (6:20-25). В нашей Агаде сказано, что четыре сына включают «мудрого», «злодея», «простого» (или бесхитростного, «úí» на иврите), и того, кто не знает, что спросить. Последние три сына упомянуты в нашей главе.

А откуда вообще источник на «четырех сыновей»?

В халахаческом мидраше «Мехилта» к нашей главе Бо приводится эта версия «четырех сыновей».

А какие сыновья упомянуты согласно Иерусалимскому Талмуду?

Согласно Иерусалимскому Талмуду (Песахим 70б) вместо бесхитростного сына, упоминается глупый сын (типеш). Кстати, там в ответ этому сыну приводится «Эйн мафтирим ахар Песах афикоман» (этот ответ Мехилта и наша Агада дает наоборот мудрому сыну!)

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Почему в Сефардской версии Кадиша, Амен говорят после четырех слов, потом после 10 слов, а потом отвечают 28 слов?

Согласно Аризалю, существуют определенные «милуим» Имени Творца, которые образуются, когда каждая буква выписывается полностью, как она слышится (например, буква Йод, как Йод, Вав, Далет, а буква хей может быть выписана по-разному, как хей-хей, или как хей-йод, или как хей-алеф). Получается, Имя Творца из четырех букв, через «милуй» превращается в 10 букв, а если еще раз сделать «милуй» этих 10 букв, будет 28 букв. Все эти «милуим» согласно Аризалю соответствуют разным духовным компонентам, на которых и конструируются во время кадиша. 

Почему в Сефардской версии благословения Ашер Яцар 45 слов?

Гематрия слова Адам – 45. Вдобавок один из видов «милуй» Имени Творца тоже имеет гематрию 45.

Почему согласно Аризалю, благословение «Элокай, Нешама шенатата би» произносится сразу после брохи Ашер Яцар?

Согласно Аризалю, эти брохи соответствуют Хохме и Бине (мудрости и пониманию, называемые также Абба и Има – отец и мать), и так как эти Сфиры в постоянном взаимоотношении, то и соответствующие брохи следует произносить подряд.

Ответы на вопросы по Халахе:

Если человек читает Шма, а в синагоге начали говорить Кадиш, что делать?

Ответить на Кадиш так важно, что это делают даже посередине Шма, но не посередине первых двух предложений. При этом Ашкеназим отвечают только Амен, «Ехе Ш’ме Раба Меворах Леолам Ул’олмей Алмая» (а некоторые также говорят Йитбарах), и Амен после этого параграфа, а Сефардим отвечают первые 5 Аменов, и многие также отвечают весь параграф до Деамиран Беалма.

А если он только начал благословение Шма, и услышал Кадиш, можно ли ответить?

Он не должен отвечать пока не скажет хоть часть благословения после слов Мелех Хаолам, а потом отвечает так же как посередине Шма.

А если его вызвали к Торе, не заметив, что он читает Шма, как поступить?

Есть диспут на этот счет, и обычай большинства выйти, но попытаться успеть дочитать Шма до ближайшего параграфа. А если он уже закончил последнюю утреннюю броху Шма словами Гаал Йисраэль, то нельзя ни на что прерываться, и следует сразу начать Шмоне Эсре (и тем более если он уже молится Шмоне Эсре, то нельзя прерываться).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Йома 87а, Санхедрин 7б): Когда Рав Аши видел, что за ним [из уважения] попятам идет толпа людей, он говорил [про себя] (Ийов 20:6-7): «Если поднимется он до небес, и достанет до облаков, … все равно будет уничтожен навеки». Когда Мар Зутра Хасида привозили давать лекции перед праздниками, он говорил [себе]: (Мишле 27:21): «Ибо не навеки его сила, и разве венец из поколения в поколение?» (В смысле, эти мудрецы чтобы не возгордиться, постоянно напоминали себе, что их слава не долговечна).

Предыдущая глава