Еврейский Калейдоскоп. Глава Бешалах.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Имя какой пророчицы впервые упоминается в нашей главе?

Мирьям.

Мясо каких птиц наш народ ел в пустыне? А где еще Тора упоминает, что наши предки ели этих птиц?

ùìéå - перепелка. (Кстати Американские перепелки не являются тем же видом, и возможно некошерны). Тора позже упоминает перепелок в главе Бехаалотха.

Что означает слово Ман (манна)?

«Ман» значит «что», т.к. евреи не знали что это.

Какого цвета была ман? А какой у нее был вкус?

Ман был белого цвета, и очень сладким.

Семена какого растения, упомянутого в нашей главе, называются так же, как имя одного из детей Якова?

âã «гад» (кориандр, по-арамейски кусбар). Тора говорит, что манна была похожа на семена гада (но не по цвету, а по текстуре, см. Раши 17:31). Так же одного из сыновей Якова звали Гад.

Какое Библейское измерение объема упомянуто в нашей главе, и каков именно этот объем в современных единицах?

В нашей главе упомянуты объемы Омер и Эйфа. Талмуд сообщает, что Омер равен объему 43.2 яиц, т.е. 2-4 литров, а Эйфа в 10 раз больше.

Кто поддерживал руки Моше во время битвы с Амалеком?

Аарон и Хур.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Считается, что «Дарование Торы» произошло в Шавуот, но, разумеется, многие из заповедей Торы были сообщены нашему народу раньше (например, заповеди связанные с Песах в предыдущей главе). А какие заповеди были даны нашему народу в Мара?

Согласно Талмуду, кроме семи заповедей Ноаха, нашему народу было сообщено о подробностях законов еврейских судов, о Субботе и об уважении родителей (см. Санхедрин 56б).

А какая деталь закона Субботы упомянута только в нашей главе?

Тора говорит (17:29), чтобы в Субботу мы не выходили из своего места, и наши мудрецы учат отсюда запрет выходить за пределы города на слишком большое расстояние (Техум Шаббат). Из Торы, по мнению Рамбама, запрет относится, только если выходишь на расстояние порядка 12 километров (как размер еврейского лагеря в пустыне), но раввины установили запрет отходить от города на расстояние примерно километра. Тем не менее, большинство Ришоним постановляют, что весь запрет Техумим – раввинский, а в стихе Торы имеется в виду заперт носить что-либо (ведь он сказан в контексте запрета собирать манну в Шаббат).

В конце нашей главы описан эпизод с Амалеком. Позже, в отрывке «Захор» Книги Деварим Тора даст особую заповедь помнить о том, что сделал нам Амалек, и не забывать об этом. По этой причине, мы читаем «Захор» в Шаббат перед Пуримом. А можно ли выполнить заповедь, читая отрывок про Амалека из нашей главы?

Есть диспут на этот счет. Маген Авраам (в предисловии к главе 685) считает, что если не выполнили заповедь в Шаббат перед Пуримом, то можно выполнить заповедь, когда слушают чтение нашего отрывка в сам Пурим. Но многие мудрецы (см. Мишна Берура 685:16) не согласны, ведь в нашем отрывке не говориться о «заповеди» помнить про то, что сделал Амалек (но Маген Авраам видимо считает, что раз наш отрывок упоминает сами события, то этого достаточно, чтобы вспомнить о том, что произошло).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Двух разных великих мудрецов Торы и Мусара (еврейской этики), оба из которых часть жизни жили в двадцатом веке, и в конце жизни жили на Святой Земле, звали одинаково. Какие у них были имя и фамилия?

Рабби Натан Цви Финкель. Первый был главой ешивы в Слободке, и в конце жизни жил в Подмандатной Палестине. Второй (его потомок) был главой ешивы Мир.

У двух других великих мудрецов Мусара, которые тоже в конце жизни жили в Израиле, было одинаковое имя, но не фамилия. Оба эти мудреца во время Второй Мировой Войны жили в Англии. Кто эти мудрецы?

Рав Элияху Десслер (Михтав Ме-Элияху) и Рав Элияху Лопьян (Лев Элияху).

А как звали известного американского мудреца Мусара и Хашкафы (еврейского мировоззрения), который в юности учился в Слободке, и в течение десятков лет обучал Торе в Бруклине? (Подсказка: его имя считается одним из имен Моше Рабейну).

Рав Авигдор Миллер, автор множества книг и аудио лекций по Торе по-английски. (Как мы писали, согласно Хазаль, Авигдор – это одно из имен Моше). 

Ответы на вопросы по Халахе:

В какой руке следует левше держать фрукт, на который делает благословение?

Есть диспут на этот счет. Согласно Мишне Беруре (206:18), левша держит то, на что он делает благословение в левой руке, но многие мудрецы и каббалисты не согласны с этим, и обычай Сефардим, что и левша держит в правой руке (Каф Ахаим 206:30).

Если перед человеком мед из фиников и гранатовый сок, на что следует сделать благословение и покрыть второй вид пищи?

Обычно, если человек хочет есть финики и гранаты, то благословение делается на финики, т.к. их Тора (Деварим 8:8) упоминает ближе к слову àøõ «Земля». Существует неуверенность, относятся ли  эти правила к соку из этих фруктов (ведь сок не имеет такую же важность, как сам фрукт, и благословение на сок «шехаколь»), но в любом случае, т.к. Тора упоминает именно «мед фиников», то следует сделать броху на него, и покрыть гранатовый сок (см. Нер Цион к месяцу Шват, 3:26).

Если человек поел фруктов, а теперь хочет есть хлеб, следует ли ему сделать благословение после фруктов, и потом мыть руки на хлеб, или он может покрыть фрукты, когда сделает Биркат Амазон?

Он должен сделать броху на фрукты, и более того, даже есть он уже помыл руки и сделал Хамоци, все равно пусть сделает броху после фруктов, которые он ел до трапезы.

Поучения, Афоризмы:

(Талмуд, Сукка 56б): Случилось так, что Мириам, из Билги (одной из семей коэнов), обратилась в идолопоклонство и вышла замуж за греческого офицера. Когда греки вошли в Святилище Храма, она топнула ногой по алтарю и сказала: Лукос! Лукос! До каких пор ты будешь пожирать деньги Израиля, но ты не поддерживаешь их во время угнетения. И когда мудрецы услышали об этом инциденте, они наказали все семейство Билги. говоря, что наверняка вся семья неуважительно относилась к Храмовой службе, поэтому у них выросла такая дочь.

Предыдущая глава