Еврейский Калейдоскоп. Глава Берешит.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

 

Почему в некоторых стихах Тора пишет Арец (земля), а в других - Эрец?

Слово земля, читается как Арец (через гласную камац), если оно написано в самом конце стиха, или ровно посередине (т.е. под словом нота этнахта). Также, если слово земля написано с определенным артиклем хей, Тора всегда пишет ХаАрец (а не ХаЭрец). В остальных случаях, читается Эрец (через гласную сеголь).

Адаму было запрещено есть запретный плод. А было ли змее тоже запрещено есть от этого плода?

Хизкуни считает, змее не было запрещено есть этот фрукт, и что змея стала хитрой именно после того, как отведала этот плод! (Разумеется, возможно, что вся эта история является притчей, и не произошла в буквальном смысле).

Где в Мишле притча, смысл которой: запретный плод сладок?

Мишле 9:17: Вода краденая сладка, и утаенный хлеб приятен!.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

Какие два трактата Талмуда имеют похожие по звучанию названия?

Например, Берахот Бехорот. Также Эрувин Эрехин/Арахин.

Какой самый больший трактат Талмуда (по количеству слов)? А какой по количеству напечатанных страниц (в стандартных изданиях)? Почему?

Самый длинный трактат Шаббат, но страниц в напечатанном издании больше всего в Баве Батре, т.к. там вместо Раши комментарий Рашбама, который гораздо более длинный.

Главное Имя Творца (Йод Кей - Бевав Кей) вне Храма не произносится, и обычно мы вместо него читаем Имя А-Д-Н-Й, но когда Имя А-Д-Н-Й тоже написано рядом с Главным Именем, тогда вместо главного Имени мы читаем Имя Э-ЛОКИМ. А в каком стихе Танаха, рядом с главным Именем написано Имя А-Д-Н-Й, и не менее мы читаем главное Имя, как А-ДОНОЙ?

В стихе Псалмов (16:2) говорится: Скажи Всевышнему (написано Главное Имя): Ты мой Владыка (А-Д-Н-Й). Получается, что оба Имени идущие подряд читаются как А-ДОНОЙ.

Ответы на вопросы по Халахе:

Если человек в течение ночи несколько раз ходит в туалет, нужно ли каждый раз делать благословение Ашер Яцар?

По букве закона, следует помыть руки (или хотя бы вытереть их обо что-то), и сделать благословение, но это бывает очень трудно, и нередко, если человек так поступит, он перебьёт себе сон и совсем не сможет заснуть. Поэтому, Р. Яир Хаим Бахрах разрешает не делать благословение Ашер Яцар до утра, даже если он ходит в туалет несколько раз ночью, (но мне кажется, что если возможно, следует сделать броху хотя бы мысленно, и этим выполнить заповедь согласно Рамбаму).

Если человек собирается есть хлеб, и также сходил в туалет, в каком порядке делать благословения?

После мытья рук делают броху Ал Нетилат Ядаим, а когда вытерли руки, Ашер Яцар, а потом Хамоци. Мы не откладываем броху Ашер Яцар до после Хамоци, чтобы не забыть ее сделать.

А если он сходил в туалет перед Биркат Амазон?

Сначала делают Ашер Яцар, чтобы не забыть. Также если человек поел пищу, благословение на которую Боре Нефашот, и сходил в туалет, сначала делают Ашер Яцар, т.к. это более частая броха.

Если сразу после туалета не сделали благословение, сколько времени еще можно сделать броху?

Сефардские мудрецы считают, что эту броху можно делать только в течение получаса, или 40 минут, или 72 минут. Но Ашкеназские авторитеты считают, что пока снова не захотел в туалет, еще можно сделать благословение, но если уже снова нужно в туалет, после похода делают только одну броху.

Поучительные истории, Шутки, Афоризмы:

Почему Всевышний послал сон на человека, когда Он создавал Хаву? Одна Римская матрона ответила, что тогда [с психологической точки зрения], Хава будет для Адама в новинку, и таким образом больше ему понравится. К примеру, она говорит, я хотела выйти замуж за моего дядю, но он уже привык ко мне [видя меня с детства], и не захотел брать меня в жены, а женился на менее красивой женщине, которую раньше не знал (Берешит Рабба 17:7).

Один праведник был женат на праведнице, но у них не было детей. Они решили развестись, но во второй раз ей попался грешный муж, а ему грешная жена. В результате, грешная жена испортила мужа, а праведница превратила своего мужа в праведника. Отсюда мы учим, что все от женщины (там же).

Предыдущая глава