Еврейский Калейдоскоп. Глава Бемидбар.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Какую Афтору мы читаем к нашей главе и почему?

Мы читаем Хафтору из пророка Хошеа, где описывается, как в будущем евреев будет очень много, как песка морского. Эта Хафтора подходит к главе, описывающей перепить еврейского населения.  Но в этом году, глава Бемидбар попала на день до Рош Ходеша, и читают особую Хафтору из Шмуэля, которая упоминает «завтра Рош Ходеш».

Почему это Книгу называют «Бемидбар», а не по первому слову «Ваедабер

Первое слово слишком часто встречается. Многие главы Торы начинаются словами «Ваедабер», например главы Цав, Тазриа, Мецора, Бехар, Насо. Невозможно все эти главы называть одинаковым словом «Ваедабер».

А как эту Книгу называет Талмуд?

Мишна и Талмуд называют эту Книгу «А-Пекудим» (Книга «Переписи», отсюда называние «Числа»).

Какое колено было самым многочисленным?

Йехуда.

А какое колено было самым малочисленным?

Леви. Некоторые объясняют, что т.к. Левиты получали свое содержание от других колен, Всевышний специально сделал их немногочисленными, чтобы они не были слишком большой обузой (Абарбанель, см. другие объяснения этого феномена у Рамбана к стиху 3:14 и Ор А-Хаим к стиху 3:39).

Какой из четырех лагерей был самым многочисленным, а какой – самым малочисленным?

Самым многочисленным был лагерь Йехуды, а самым малочисленным – лагерь Эфраима.

Какое из колен, происходящих из наложницы Якова, было в одном лагере с потомками жены Якова?

Колено Гада было в одном лагере с Реувеном и Шимоном.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В нашей главе упоминается, что родословная евреев определяется по отцовской линии (Бемидбар 1:2,18,20, 22 и т.д.) Почему же тогда еврейство определяется по материнской линии?

На самом деле, то, что еврейство определяется по материнской линии, не написано открыто в Торе, но так сообщает нам Талмуд (Кидушин 68б). Наши мудрецы видели подсказку этого закона в том, что Тора (Деварим 7:4) подчеркивает, что если еврей женится на нееврейке, тесть уведет его от Всевышнего. Раз Тора пишет только про него, а не про его потомство, значит, они все равно не являются евреями (см. Тосафот Йевамот 17а и Кидушин 68б). Другое объяснение: именно то, что его дети – неевреи, уводит от Всевышнего (Тосафот там же). Раши (там же) объясняет слова Талмуда по-другому: нееврейский зять уведет внука от Всевышнего, но Тора не пишет, что нееврейская невестка уведет внука от Всевышнего, т.к. ее дети и без того неевреи.

А все ли согласны, что ребенок от еврея и нееврекинееврей, а ребенок еврейки и нееврея – еврей?

На самом деле, существовало мнение, что и сын нееврея от еврейки – нееврей (см. например Раши, Кидушин 68б, но на стр. 76а Раши так не пишет; в объяснениях Тосафот на эту тему тоже есть противоречия, см. также Маарша, Кидушин 75а, Р. Акива Эйгер, Йоре Деа 266:12, см. также попытку разрешить эти противоречия в Ор Самеах, Исуре Биа 15:3). Кроме этого, Иерусалимский Талмуд (Йевамот 13а, Кидушин 41а) приводит мнение, что сын еврея от нееврейки – еврей, но это мнение полностью отвергается, и тому, кто так постановил, дали плети за то, что он разрешил обрезать сына нееврейки в Шаббат.

А в каком смысле тогда родословная определяется по отцу, и какое для нас сегодня применение этого закона? А есть ли какие-то аспекты родословной по матери?

Хотя еврейство определяется по матери, какому колену принадлежит ребенок, решается по отцу. В наше время основное следствие этого закона в том, что сын отца коэнакоэн, а сын отца левита – Леви. Интересно, что в определенном смысле, и семья матери играет роль в родословной (см. например Тосафот, Эйрувин 41а). По многим мнениям, династия Хилеля происходила из Биньямина, но при этом они считались потомками Давида по материнской линии. Согласно Р. Реувену Марголиусу (Летолдот Рабби Йехуда Анаси, напечатано в П’нине Марголиус, стр. 218), они происходили из Шломит дочери Зерубавеля (см. Диврей Аямим 1:3:19). Мне кажется, таким образом можно объяснить слова Аризаля (Ликуте Ашас, Санхедрин), что Хизкияху был потенциальный Машиах бен Эфраим. Хотя Царь Хизкияху происходил из Йехуды, но по материнской линии, с тех пор как Дом Ахава (который происходил из Эфраима, см. Раши Берешит 48:8) породнился с Царем Йехошафатом, потомки Дома Давида были также потомками Эфраима.

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Какому колену соответствует месяц Сиван?

По мнению ГР”А, Сиван соответствует колену Реубена (при даровании Торы, «весь народ видел голоса», а Реувен соответствует акции «видеть» Реу-бен, «видите: сын»). А по мнению Аризаля, Сиван соответствует колену Зевулуна (первые три месяца супротив лагеря Йехуды, описанного в нашей главе: Йехуда супротив Нисана, время рассказывать и благодарить, ЙиссахарИяр, и ЗевулунСиван).

Может ли Шавуот попасть не на главу Бемидбар?

Да, иногда Шавуот попадает после главы Насо.

По всем ли мнениям, Тора была дана в Шаббат?

Талмуд (Шабат 86б) сообщает, что и по мнению Рабби Йосе, что наш народ услышал «Десять Изречений» Седьмого Сивана, и по мнению хахамим, что это произошло Шестого Сивана, в любом случае это произошло в Шаббат. Тем не менее, существуют Мидраши согласно которым, Тора была дана в пятницу (см. Мехилта к Шемот 19:10, Пирке ДеРабби Элиэзер, главы 40 и 45).

Ответы на вопросы по Халахе:

В этом году Шавуот попадает на пятницу, и мы делаем в четверг Эйрув Тавшилин. А когда можно съесть Эйрув Тавшилин?

Теоретически, после того как все приготовили для Шаббата, можно съесть эйрув. Но т.к. в Йом Тов еще нужно будет зажигать Субботние свечи, и для этого тоже нужен эйрув, то его можно будет съесть, только когда наступит Шаббат.

Обязательно ли взять хлеб для Эйрув Тавшилин? А можно ли брать только хлеб для Эйрув Тавшилин?

Хлеб берут для того, чтобы можно было печь с Йом Това на Шаббат, поэтому если печь не собираются, то хлеб не нужен. А только из хлеба или сдобы невозможно сделать эйрув, надо взять пищу, которую обычно едят с хлебом (а не скажем кашу).

А можно сделать Эйрув Тавшилин на консервную банку с сардинами или тунцом?

По некоторым мнениям, для эйрува желательно специально приготовить что-то, а не брать старую готовую пищу, поэтому если есть выбор, желательно не брать консервы (см. Биур Халаха 527 со слов «адашим»).

Поучения, Афоризмы:

(Бемидбар Рабба 1:5). Всевышний приказал провести перепись еврейского населения, чтобы показать, насколько Ему важен еврейский народ. Это подобно царю, который сначала брал себе жен без всякой кетубы, и разводился без разводного письма. Но когда он нашел достойную жену, он организовал официальную свадьбу, и написал соответствующие документы и датировал их.

Предыдущая глава