Еврейский Калейдоскоп. Глава Бемидбар.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для младших школьников):

Как известно, в Книге Берешит совсем немного заповедей. А в какой из оставшихся четырех книг Пятикнижия меньше всего заповедей?

В Книге Бемидбар сравнительно немного заповедей по сравнению с Шемот, Вайира и Деварим (см. также предисловие Рамбана к Книге Бемидбар).

В каком году происходили события, описанные в нашей главе?

Действие нашей главы происходит через год после Исхода.

Из какого стиха в нашей главе можно выучить, что Тора не всегда описывает события в хронологическом порядке?

Хотя наша глава начинается с первого числа месяца Ияр, позже в главе Бехаалотха упоминается, как еврейский народ принес Песах в пустыне, что произошло раньше, в месяц Нисан (см. Песахим 6б).

Следует ли писать имя Цуришадай как одно слово или как два?

В наших свитках это имя пишется слитно (см. также Йерушалми, Мегила 13а и Масехет Софрим 6:10-11).

У кого из сыновей Якова было больше всего сыновей?

У Бинямина.

Сколько сыновей было у Леви?

Трое.

Кому из них досталось переносить самые святые предметы Мишкана?

Дети Кехота переносили Святой Ковчег и остальные святые предметы.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В какой главе Торы (согласно Талмуду) Шлумиэль бен Цуришадай уже упоминался под другим именем?

Талмуд (Санхедрин 82б) говорит, что Шауль бен Акнаанит (см. Берешит 46:10, Шемот 6:15) это тот же человек, что и Шлумиэль бен Цуришадай, и он же был Зимри бен Салу (см. Бемидбар 25:14). Заметим, что некоторые принимают эту Агаду не буквально (см. например ГРА Деварим 29:17, Актав Вехакабала, Берешит 46:10).

Семья Гершона называется Гершуни (а не Гершони). Какой закон возможно по некоторым мнениям выучить из этого?

Если в разводном письме имя Гершон написали без вава (), то по некоторым мнениям гет кашерен (Бет Шмуэль, имена после главы 129 Эвен Аэзер). Рав Яков Каменецкий (Эмет Леяков 3:21) объясняет, что если бы вав был неотъемлемой частью имени, то звук о не пропадал бы и в названии семьи (Гершони).

Почему в нашей главе (4:6) говориться, что при перемещении шесты вставлялись в Святой Ковчег Тора, ведь Тора ранее приказала (Шемот 25:15) никогда не вынимать шесты из ковчега?

Есть несколько интерпретаций: Ибн Эзра (Бемидбар 4:6) считает, что когда покрывали ковчег, шесты нужно было вытащить, и потом их вставляли назад. Он также приводит интерпретацию, что слово имеется в виду не вставление шестов в кольца ковчега, а то, что шесты ставили на плечи. В другом месте (Шемот 25:12) Ибн Эзра приводит мнение, что у ковчега было кольца внизу и наверху, и при переносе ковчега шесты вынимали из нижних колец и вставляли в верхние. Другие объясняют, что шесты никогда полностью не вынимали, но их приходилось немного выдвигать внутри колец при переносе ковчега (см. Рамбан, см. также Талмуд, Йома 72а, Меири к этому месту, но Тосафот там же считают, что во время путешествий в Арон вставлялись другие шесты, кроме тех, которые там всегда были).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

По мнению какого мудреца, Тора была дана в Шавуот?

Так считают Хахамим, которые спорят с Рабби Йоси (Шаббат 86б, см. также Пирке Дерабби Элиэзер, 40 и 45 и Мехилта к стиху 16:1).

А какие именно заповеди еврейский народ получил в Шавуот?

Существует диспут, услышал ли еврейский народ все Десять Изречений от Всевышнего, но в любом случае даже если последние восемь им передал Моше, это произошло в тот же день, а значит, по мнению Хахамим, спорящих с Рабби Йоси шестого Сивана, в Шавуот. Вдобавок, по мнению Рамбана и заповеди, описанные в Паршат Мишпатим, Моше передал нашему народу в тот же день. Кроме этого, некоторые считают, что в каком-то смысле Десять Изречений включают все 613 заповедей, и тогда возможно еврейский народ узнал обо всех заповедях в Шавуот (см. Мишна Берура 494:12).

В чем отличие Шавуота от других праздников в отношении соблюдения вне Израиля второго дня Йом Това?

В принципе, Шавуот можно было бы соблюдать один день и в Вавилоне, т.к. за более чем два месяца можно было послать посланников во все общины, чтобы сообщить, когда был Рош Ходеш Нисан (ведь Шавуот не зависит от Сивана, а только от Нисана). Тем не менее, чтобы не отличать Шавуот от других праздников, раввины установили соблюдать и его два дня (см. Рамбам, Кидуш Аходеш 3:12).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если забыли сделать Хавдалу в ночь с Шаббата на Шавуот, что теперь делать?

Как только вспомнили, делают Хавдалу. Если вспомнили во время трапезы, за которой пьют вино, то новую броху на вино не нужно делать, и делают толь благословение Хавдалы и выпивают вино. Если вспомнили потом ночью, после еды, то делают, когда вспомнили, и даже днем, или на следующий день (это относится вне Израиля, ведь в Израиле всего один день праздника, и в ночь на понедельник сделают Хавдалу после Йом Това, и теперь Хавдалу еще раз делать не нужно). А у Сефардим обычай, что если не сделали Хавдалу в первую ночь, и уже поели после Субботы, то днем не разрешается делать благословение Хавдалы с Именем Всевышнего.

Если муж еще не пришел из синагоги в ночь после Шаббата, может ли жена пока нагревать еду для вечерней трапезы в Шавуот?

Если Шаббат уже закончился, она может сказать Барух Амавдиль Бен Кодеш Лекодеш и делать те работы, которые разрешены в Йом Тов.

Если женщина сделала шехехеяну, когда зажигала свечи в Шавуот, отвечать ли ей Амен на шехехеяну во время Кидуша?

По многим мнениям, если она будет пить вино (и не делает на него сама броху боре при агефен), то ей не следует отвечать Амен на шехехеяну, т.к. она уже это благословение сделала, и это будет хефсек перед питьем вина. (По этой и другим причинам, многие женщины вообще не делают шехехеяну на зажигание свечей, в частности в Шавуот, когда никаких других мицв нет, кроме самого праздника, в отличие от Песах, когда есть еще редкая мицва еды мацы. Заметим, что если женщина делает брохи до зажигания свечей, и хочет сделать шехехеяну, то желательно сказать эту броху уже после зажигания, иначе это может считаться хефсеком).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Авот ДеРабби Натан 6:2): Когда Рабби Акива (который до сорока лет не изучал Тору) увидел, как вода пробила канал в камне, он спросил, как такое возможно? Ему ответили стихом из Иова (14:19) камни протерла вода (капля камень точит). Рабби Акива понял, что если уж твердый камень можно пробить, когда вода течет не переставая, то тем более, если я начну постоянно заниматься Торой (то еще достигну результата).

Предыдущая глава