Еврейский Калейдоскоп. Глава Бемидбар.

Леилуй Нишмат Соня бат Йисраэль и Лев бен Наум.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В каком порядке Тора описывает четыре направления света в отношении лагерей еврейского народа?

В главе Бемидбар лагеря описано в порядке восток-юг-запад-север (видимо порядок здесь согласно тому, в каком порядке потом двигались лагеря). Интересно, что лагеря Левитов описаны в другом порядке: запад-юг-север-восток (здесь порядок видимо возрастной, сначала три сына Леви, в порядке их рождения, а потом Аарон).

Почему западное направление называется «направлением моря»?

Во многом жизнь людей зависит от выхода к морю, и направление «моря» обычно хорошо известно. Хотя евреи еще не зашли в Землю Израиля, Тора уже начинает ассоциировать «море» с западным направлением. 

А бывает ли, что направление моря – это не западное направление?

Есть один стих в Псалмах (107:3), где, похоже «ям» - это южное направление. Одно из предположений, что автор данного псалма был из Вавилона, где действительно море на юге. (Хотя он описывает собирание еврейского народа на Земле Израиля, он использует привычные для своих земляков выражения; насчет общего вопроса авторства некоторых псалмов во время и после Вавилонского изгнания, см. Шир Аширим Рабба 4:5, Кохелет Рабба 7:30, см. также Малбим, предисловие к Техиллим и комментарии к Псалмам 80:1 и 85:1). Также существует частое выражение в Танахе – «от моря до моря», и имеется в виду от Средиземного Моря (с запада) до Красного Моря (на юге), и в частности в Амосе (8:12): «от моря до моря, и от севера до востока» (см. Ибн Эзра).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

В каких главах Торы праздник «Шавуот» называется именно этим именем?

Шавуот (дословно, праздник «недель») называется так в главах Ки Тиса, Пинхас и Рээ.

А где еще в Пятикнижие упоминается Шавуот, но называется по-другому?

Впервые Шавуот в Торе упоминается в Главе Мишпатим, и называется «Хаг Хакацир» (в главе Йитро, Шавуот напрямую не упомянут, хотя существует мнение, что события Синайского Откровения произошли в Шавуот, и поэтому мы читаем отрывок из главы Йитро в первый день праздника). Также праздник упомянут в главе Эмор.

А где еще в Нахе (пророках и писаниях) упоминается этот праздник?

Шавуот упоминается лишь раз в Дивре Аямим 2:8:13 (в отличие от Суккота и Песаха, которые не раз упоминаются в пророках, кроме Диврей Хаямим, оба праздника упомянуты в Мелахим, Йехезкель и Эзра, Песах также упомянут в Йехошуа, а Суккот – в книгах Зехарии и Нехемии). Заметим, что вдобавок в одном из Арамейских переводов Книги Эстер, Хаман в своей клевете на еврейский народ доносит Ахашвейрошу в том числе про то, как евреи соблюдают Шавуот.

Ответы на вопросы по Халахе (готовясь к Шавуоту, вопросы по законам ЙомТова):

Шавуот в этом году попадает на воскресенье, и вечером делается Кидуш и Хавдала на один стакан вина. А что если забыли сделать Хавдалу?

Как только вспомнили, нужно сделать Хавдалу (во время трапезы или после нее, или если забыли ночью, то делают днем, но уже без брохи на огонь). В случае, если вспомнили во время трапезы, и вино не убирали, то благословение на вино не делают, просто наливают стакан и делают броху на огонь, и хавдалу для Йом Това, который попадает после Шаббата (Хамавдиль бен Кодеш Лекодеш).

Можно ли в  Шавуот принять на себя праздник заранее и сделать Кидуш до выхода звезд?

В обычный Шавуот есть диспут, можно ли его начать заранее, но т.к. в этом году он попадает после Шаббат, то в любом случае, пока не кончится Суббота нельзя ничего делать, и только когда выдут звезды, зажигают свечи Йом Това (если женщина не молится Арвит, то пусть перед этим скажет «Барух Хамавдиль бен Кодеш Лекодеш), и потом делают Кидуш с Хавдалой.

А можно ли во второй день Шавуота (вне Израиля) молиться вечернюю молитву и делать Кидуш до захода солнца?

Вообще есть диспут, можно ли заранее «принимать на себя» второй день любого праздника. Во всяком случае, там, где принято так делать, нельзя готовить пока не кончился первый день, то, что будут есть во второй (после захода солнца). Поэтому, хотя можно подогреть еду, если есть будут пока солнце еще не зашло, но близко к заходу, или в Бен Ашмашот уже нельзя ничего готовить, пока не выйдут звезды. (Существует также вопрос о том, как зажигать свечи во второй день Йом Това, и желательно, чтобы в комнате, где едят, электрический свет автоматически отключился, чтобы была конкретная польза от света свечей, но если это невозможно, то есть на что положиться, т.к. зажигание свечей из-за торжественности трапезы Йом Това не считается «зажиганием просто так».)

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Гитин 67а:) Реш Галута («глава изгнания» - секулярный лидер евреев Вавилона) спросил у Рава Шешета, почему тот не приходит к нему на трапезу? «Потому, что Ваши слуги недостаточно соблюдают кошерность, и я подозреваю, что они нарушают даже запрет эвер мин хахай (мясо неубитого животного)». «Почему ты так считаешь?» «А я тебе это докажу». Рав Шешет сказал своему служке, чтобы тот украл одну из ног животного. Когда слуги Реш Галуты принесли мясо, Рав Шешет попросил разложить все части туловища, и не хватило одной ноги. «Это что, трехногое животное?» - спросил он. Тогда они пошли и отрезали ногу другого животного и принесли. Рав Шешет сказал своему служке, чтобы тот достал спрятанную ногу и положил с остальными: «У этого животного, что ли пять ног было?» 

Предыдущая глава