Еврейский Калейдоскоп. Глава Бехар.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для младших школьников):

 

Когда будет следующий год Шмиты?

По мнению Рамбама, которое было принято в Халахе, следующий год Шмиты будет 5782 ("). Вообще, по этому мнению годы шмиты легко определить, т.к. они всегда делятся на семь (это просто совпадение, ведь согласно Рамбаму, Хазаль считали годы по-другому, и год, который мы называем 5782, Хазаль бы назвали 5781).

А почему в наше время не соблюдается юбилейный год?

Для соблюдения заповедей Йовеля нужно чтобы двенадцать колен еврейского народа вернулись из изгнания.

Как молились Шмоне Эсре в Йом Кипур юбилейного года?

Мусаф молились, как мы молимся в Рош Ашану, и делали 9 благословений.

Когда именно трубили в шофар? А имеет ли это трубление отношение к нашему обычаю трубить в шофар в конце Йом Кипура?

В юбилейный год трубили в шофар Йом Кипур. По некоторым мнениям, наш обычай трубить в шофар в конце Йом Кипура установлен в память об этом, но по другим мнениям, наше трубление не связано с трублением в Йовель.

В какой главе описывается, что в седьмой год аннулируются долги?

В главе Рээ.

Когда именно аннулируются долги: в начале или в конце Седьмого Года?

В конце.

А когда именно возвращается земля назад владельцам: в начале или в конце Йовеля?

Земля возвращается владельцам в начале юбилейного года, в Йом Кипур.

А почему в наше время не практикуется закон, что владелец может выкупить назад проданный дом в течение года?

Этот закон относился только когда практиковался Йовель (и только в городах, окруженных стеной).

Всегда ли Йовель попадал на год после Шмиты?

На этот счет есть диспут. По мнению Рабби Йехуды, год Йовеля включался в следующий семилетний цикл, и согласно интерпретации Иерусалимского Талмуда, тогда юбилейный год мог попасть на любой из лет семилетнего цикла (и даже совпасть со Шмитой). Но согласно Вавилонскому Талмуду, Йовель всегда попадал на год после Шмиты. А по мнениям раввинов, которые спорят с Р. Йехудой, после очередного Йовеля, семилетний цикл начинали отсчитывать заново, и поэтому Йовель опять попадал на год после седьмой Шмиты.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Относятся ли законы Шмиты вне Израиля?

По Торе законы Шмиты относятся только к Израилю, (и по многим мнениям в наше время они только Дерабонан). А раввины установили некоторые из этих законов, по отношению к местам рядом с Израилем (в частях Сирии и Иордании). Но, разумеется, в любом месте мира в седьмой год и после него законы шмиты относятся к Израильским продуктам. Что касается мицвы отпускать долги, по большинству мнений она относится всегда и везде (хотя в наше время возможно это закон раввинов), поэтому следует сделать прузбуль перед концом седьмого года.

Можно ли поставить условие при продаже, что если заплатят наличными сразу, будет дешевле?

Нельзя говорить покупателю: если заплатишь сразу, то будет $100, но если заплатишь позже, то $101. Это раввинский запрет, т.к. это подобно одалживанию денег под процент (т.к. платят больше из-за того, что расплачиваются не сразу). Но детали этих законов очень сложны. Например, есть разница между запретом увеличивать цену за то, что ждут с оплатой, и наоборот делать скидку за то, что заплатят сразу. Поэтому, если уже договорились о цене (101 доллар через месяц) и сделали киньян, то можно предложить заплатить меньше ($100), если заплатят сразу. Также, в случае квартплаты, можно было взять меньше за оплату заранее, т.к. по закону человек мог платить квартплату уже после проживания. Вдобавок, бывает, что просят больше не из-за простоя, а из-за неудобства. Например, если говорят: если заплатишь наличными, то $100, а если чеком, то $101 (ведь чтобы обналичить чек требуется сходить в банк). Но если дата на чеке стоит на будущее, тогда нельзя просить больше за оплату чеком, ведь его невозможно было бы обналичить сразу. В общем, деталей законов много, и в каждом случае нужно спрашивать у раввина.

А если человек просит дать деньги в долг, можно ли взять их у нееврейского банка, и попросить должника компенсировать процент, который требует банк? А можно ли попросить друга положить сумму денег в банк, чтобы тот отдавал процент владельцу денег?

В первом случае запрещено просить у должника компенсировать процент, который забирает банк. А вот во втором случае, человек просто является посланником и бесплатным сторожем, и он может отдавать процент, который ему платит нееврейский банк, тому, кто его послал. (Но если деньги по дороге украдут, или банк обанкротился, то бесплатный сторож не оплачивает ущерб).

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Почему Тур приводит обычай читать перек Баме Мадликин после законов Субботней вечерней молитвы?

В старые времена ашкеназим читали Субботнюю Арвит рано, и только после нее читали Баме Мадликин.

А какие группы евреев его не читают?

Хотя и большинство ашкеназим и сефардим читают этот отрывок, у Хасидов обычай вместо этого читать отрывок из Зоара. Также у некоторых ашкеназим (например у выпускников ешивы имени Рава Хаима Берлина) обычай не читать Баме Мадликин, а ГРА вообще не считал, что в общине следует читать Кабалат Шаббат (хотя не совсем ясно относятся ли его слова к Баме Мадликин).

А в какой еще части Шулхан Аруха упоминается этот перек, кроме секции Орах Хаим, и в каком контексте он упомянут?

В Йоре Деа, в законах Брит Милы (266:9), Шулхан Арух обсуждает время Бен Ашмашот, и пишет, что в переке Баме Мадликин многие мудрецы спорят об это времени, поэтому нужно считать в строгую сторону, что это включает весь период от захода солнца до времени Бен Ашмашот Рабби Йоси.

Ответы на вопросы по Халахе:

Какой минимальный размер хлеба для Субботних трапез?

Желательно съесть более размера в кебейцу (с яйцо, это примерно 56 кубических сантиметров). Но если невозможно, то достаточно съесть кезаит (но тогда сефардим не делают броху ал нетилат ядаим на мытье рук).

Можно ли для лехем мишне (двух караваев) использовать пряники, печенье и другую сдобу?

Желательно брать хлеб, а если есть только сдоба, то желательно съесть ее много (квиют съюда), чтобы можно было сделать хамоци (но по некоторым мнениям, и пат аба бекиснин можно использовать для лехем мишне).

Какое самое раннее время для третьей трапезы? До какого времени следует поесть мелаве малку?

Полчаса после полудня, но можно начать трапезу раньше, а когда наступит это время, съесть еще кезаит хлеба. Мелаве малку желательно устроить сразу после Субботы, и хотя бы до полуночи, но можно и во второй половине ночи до рассвета.

Поучения, Шутки, Афоризмы:

(Авот ДеРабби Натан 24:5): Слова Тора трудно приобрести, как золотые сосуды, а потерять их также легко, как разбить стеклянные (см. также Хагига 15а).

Предыдущая глава