Еврейский Калейдоскоп. Глава Бехаалотха.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы для детей (Тора для «младших школьников»):

Наша глава (9:1-14) описывает, как наш народ принес Пасхальное приношение в пустыне Синай. А в какой день недели был принесен Корбан Песах в пустыне?

Согласно Седер Олам (глава 7, см. также Шаббат 87б), в том году первое Нисана было в воскресенье, а значит, четырнадцатое Нисана попало на Шаббат. Казалось бы, тогда почему во время Второго Храма возник диспут (см. Песахим 66а), приносить ли Корбан Песах в Субботу? Ведь мы видим, что в пустыне наш народ принес Пасхальное приношение. Возможно ответ в том, что Песах в пустыне был особым поведением Всевышнего, но из него невозможно ничего доказать про Песах, который позже приносили в Храме (см. Р. Реувен Маргулиус, Ницуце Ор к Шаббат 87б, и его «Йесод Амишна Веарихата» стр. 42).

Наша глава обсуждает (9:10) случай человека, который находится далеко в пути (бедерех рехока) и не может принести Песах. А насколько далеко нужно находиться, чтобы считаться «бедерех рехока»?

Согласно халахе, если человек находится на расстоянии более полу дня пути, то это считается «дерех рехока». Согласно Рамбаму (Корбан Песах 5:8-9), это расстояние в 15 мил (примерно 15 километров, но есть мнения, что это несколько большее расстояние). В Талмуде существует и мнение, что «дерех рехока» это даже если человек находился за пределами Храмового двора (Пеcaхим 93б; см. Раши к стиху 9:10).

А какая разница, если человек в далеком пути или нет? Ведь даже если человек не был в пути, и не был нечистым, если он не принес Пасхальную жертву, он приносит приношение в Песах Шени (четырнадцатого Ияра).

В Талмуде (Песахим 92б-93б) приводится диспут насчет того в чем именно разница между тем кто был далеко или нечистым 14-ого Нисана, и остальными. Рамбам (Корбан Песах 5:2) постановляет, что хотя любой, кто не принес Пасхальную жертву (даже специально), должен приносить в Песах Шени, но если тот, кто был далеко 14-ого Нисана или был нечистым, не принесет жертву 14-ого Ияра, он не получит «карет». Но любой другой, кто не принес жертву ни в Песах, ни в Песах Шени, получает «карет».

Наша глава (10:1-10) описывает «хацоцорот» - особые трубы, в которые трубили при определенных обстоятельствах. А сколько раз трубили в Храме каждый день?

В любой день в Храме трубили не менее 21-ого раза: 3 при открытии дверей, и по 9 раз во время утреннего и послеполуденного приношения (Арахин 10а, Рамбам К’ле Амикдаш 7:5), но были дни, когда трубили больше.

Какой лагерь выходил первым во время путешествий в пустыне?

Лагерь Йехуды.

Кто такой Ховав, и где еще в Танахе упоминается это имя?

По большинству мнений, Ховав – это Йитро. Кроме нашей главы (10:29), Ховав упоминается только в Книге Шофтим (4:11).

Где еще в Торе упомянуты Эльдад и Мейдад?

Кроме нашей главы (10:26-27) Тора не упоминает Эльдада и Мейдада. Но есть мнение, что Элидад (см. Бемидбар 34:21) – это и есть Эльдад (см. Бемидбар Рабба 15:19, там также приводится, что Мейдад – это Кемуэль, см. Бемидбар 34:24, см. другие мнения в Даат З’кеним к Бемидбар 11:27).

В Талмуде есть диспут, о чем именно пророчествовали Эльдад и Мейдад, и согласно одному из мнений, они предсказали, что Моше не зайдет в Израиль, а умрет в пустыне. А где это подсказано в нашем стихе?

Согласно Туру (11:27), это подсказано в этом стихе самим словом «пророчествуют» îúðáàéí, которое подсказывает îú ðáéàí (умрет их пророк).

Какой стих из нашей главы мы произносим, когда выносят свиток Торы?

Когда в синагоге выносят Свиток Торы, принято говорить: åÇéÀäÄé áÌÄðÀñÉòÇ äÈàÈøÉï åÇéÌÉàîÆø îùÑÆä (Когда ковчег выступал в путь, говорил Моше …, кстати когда Тору относят назад в ковчег, принято говорить следующий стих åÌáÀðËçÉä éÉàîÇø ùÑåÌáÈä ...)

Ответы на вопросы к главе Торы:

Также как в нашей главе Моше выбрал 70 мудрецов, также позже в еврейском Синедрионе заседало 70 или 71 старейшин (согласно мнению, что их было 71, супротив 70 и самого Моше). А на что еще намекает здесь число 70?

Баал Атурим (11:16, см. там подробно) приводит несколько подсказок на это число: 70 членов семьи Якова, 70 наций мира, 70 Имен Творца, 70 имен еврейского народа, 70 названий Иерусалима (см. также Хизкуни и Р. Бахъе, заметим, что уже до и во время дарования Торы существовало какие-то 70 старейшин, см. Шемот 17:5, 24:1).

А сколько было «Аншей Кнесет Агдола» (Мужей Великого Собрания) и почему?

В принципе, число 70 (или 71) – это минимум, но Санхедрин мог иметь и больше членов. Согласно Рабби Реувену МаргулиусуЙесод Амишна Веарихата» стр 6-7), когда евреи вернулись из изгнания, было важно, чтобы главный суд имел полный авторитет, и их постановления были приняты всеми. Из-за этого, всех великих мудрецов включили в этот орган. Позже, бывали времена, когда остатки Великого Собрания включали менее 120 мудрецов (см. там же от имени Йерушалми, Мегила 1:5). 

Считается ли рыба мясом?

В нашей главе сообщается, как еврейский народ захотел мяса. При этом Моше сказал с удивлением (11:22): «Если весь скот заколоть для них, разве хватит им, или всех рыб морских собрать для них, разве хватит им?» Отсюда Рав Хаим Каневский (Таама Декра) видит поддержку мнения, что в некоторых местах рыба тоже может считаться «мясом» (см. Недарим 54б, Рамбам, Недарим 9:6, Йоре Деа 217:8). Интересно, что в отношении обычая не есть мясо в «Девять Дней», можно есть рыбу, но в последнюю трапезу перед Девятым Ава нельзя есть рыбу (Шулхан Арух, Орах Хаим 552:2, см. Маген Авраам и Мишна Берура, но ГР”А спорит с этим). 

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию:

Сколько всего букв во всех параграфах Шма?

Интересно, что во всех трех параграфах Торы, которые включаются в Шма, ровно тысяча букв. Слово «тысяча» - Элеф намекает на первую букву Алеф, и указывает на Единство Творца (см. также ГР”А «Яхель Ор», ликутим после Книги Шемот). (Тысяча букв получается, если не считать фразу «Барух Шем Кевод Малхуто Леолам Ваэд», которую мы добавляем после первого стиха; если считать эту фразу, тогда всего 1024 букв; возможно, это число существенно, т.к. это 2 в 10 степени).

Сколько всего букв в «Десяти Изречениях» (Асерет Адиброт)?

В Асерет Адиброт в Главе Йитро ровно 620 (как гематрия слова Кетер – Корона). Это подсказывает 613 Заповедей Торы и 7 раввинских заповедей. (А в Асерет Адиброт в Главе Ваэтханан 708 букв).

Сколько слов было в отрывке Торы, который мы читали во второй день Шавуота?

760 как гематрия слова «Ацерет» (см. «Торат Хемед» Рабби Вайсмандела). Интересно, что наши мудрецы обычно называют Шавуот просто «Ацерет» (см. также «Кедушат Леви» к празднику Шавуот, почему это так). Интересно, что этот же отрывок мы читаем и в Шмини Ацерет, а также в последний день Песаха (который Тора называет «Ацерет», см. Деварим 16:8).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если из очков в Шаббат выпало стекло, можно ли его двигать?

Само стекло не является мукцей, т.к. его можно использовать (как лупу).

А можно  ли его вставить назад?

Большинство поским запрещают, и возможно это даже запрет Торы. Но если оно легко вставляется и плохо держится, есть место быть мягким, во всяком случае, с помощью нееврея (см. Ялкут Йосеф 307:58, см. также Циц Элиэзер 9:28, 22:20).

А если сели на шляпу, можно ли ее выпрямить?

Если шляпа полностью пришла в негодность, когда на нее сели, то возможно распрямить ее попадает в категорию «исправления предмета» и это запрещено (см. Ор Лецион 2:27:9, но см. Р. Йисроэль Фишер «Эвен Йисраэль» 9:63 пометки к главе 302).

Поучения, Афоризмы:

(Талмуд, Сукка 52а) Чем более велик человек, тем сильнее у него ецер хара (дурное влечение). Однажды Абае услышал, как некто предложил женщине вместе  путешествовать в уединенном месте. Сказал себе Абае: пойду за ними, чтобы спасти их от греха. Он шел за ними три парасанга (12 километров) по лугам. Когда они подошли к развилке и спокойно распрощались. Абае сказал себе: я бы в такой ситуации не мог сдержать себя. Он продолжал расстраиваться, пока какой-то старик не сказал ему: чем больше человек, тем больше у него дурное влечение.

Предыдущая глава