Еврейский Калейдоскоп. Глава Бехаалотха.

Лерефуа Шлема Шель Ахува бат Ася.

Ответы на вопросы к главе Торы:

В нашей главе упоминается трубление, но не в шофар, а в трубы (хацоцрот). Из какого материала делались трубы? А когда еще трубили в хацоцрот?

Хацоцрот делались из серебра. Обычно трубы использовали во время войн и революций, см. например Бемидбар 31:6, Мелахим 2:11:14. Также хацоцрот использовали вместе с другими музыкальными инструментами во время праздничных церемоний, см. например Дивре Аямим 1:13:8, 2:15:14,2:20:28, Техилим 98:6.

В Шофар обычно трубят сначала длинным звуком (текиа), потом прерывистым (теруа), а потом снова длинным. А как трубили в трубы?

В хацоцрот тоже могли трубить и простыми звуками текиа и прерывистыми звуками теруа. Для собирания общины или принцев, трубили текиа, но во время войны трубили прерывисто, а во время путешествий в пустыне, и во время Храмовых приношений делали звуки текиа-теруа-текиа.

А в каких случаях позже в Храме трубили одновременно и в трубы и в Шофар?

В посты и в Рош Ашану в Храме трубили одновременно в Шофар и в хацоцрот. При этом в посты, главное трубление было в хацоцрот, поэтому звук Шофара прерывался раньше, а в Рош Ашану наоборот, т.к. главное трубление в Шофар, то звук труб прерывали раньше.

 

Ответы на вопросы на сообразительность и на эрудицию.

В стандартных изданиях (Микраот Гедолот) Пятикнижия с комментариями обычно кроме Раши и Ибн Эзра печатают следующих Ришоним: Рамбан, Рашбам и Баал Хатурим. Почему выбраны именно эти мудрецы?

Вообще-то сначала издательства принадлежали неевреям, хотя у них были еврейские консультанты. Во многом решение включить одних комментаторов, и не включить других, видимо основывалось на предполагаемой популярности, и на том, какие манускрипты были доступны. При этом главный комментарий Тура не попал в Микраот Гедолот, а напечатана была только та часть его комментарий, которая занимается Гематриями и Масорой (и возможно она была более популярной). Комментарии Рашбама тоже не полные, и в большинстве изданий начинаются со стиха Берешит 18:1. Можно предположить, что комментарий Рабейну Бахии показался издателям слишком длинным, чтобы его помешать, а комментарий Радака к Берешит возможно не был тогда доступен. Вдобавок, в большинстве изданий напечатаны комментарии раннего Ахарона (почти Ришона) Р. Овадии Сфорно.

А каких Ришоним печатают во многих изданиях в конце книги?

В конце некоторых изданий добавлены комментарии Хизкуни, Роша и Баале Тосафот (вообще было много разных вариантов комментарий Баалей Тосафот). А в некоторых изданиях, эти комментарии могут быть прямо на странице. Вдобавок, есть два наиболее популярных Ахарона (поздних мудреца), которые обычно печатают: Ор Хахаим и Кли Якар. (Во многих изданиях также напечатан супер-комментарий, собранный из различных комментариев, объясняющих Раши: Сифте Хахамим).

А каких стандартных Ришоним печатают в Микраот Гедолот в Нах (Невиим и Кетувим)?

Обычно кроме Раши печатают Ибн Эзру, Радака и Ралбага. Вдобавок обычно печатают простой комментарий Ахарона (позднего мудреца), называемый Мецудот (он состоит из двух частей: Мецудот Цион объясняет значение редких слов, а Мецудот Давид общее значение текста; во многих изданиях также напечатан Малбим, который тоже отдельно объясняет текст, и отдельно значение сложных слов).

Ответы на вопросы по Халахе:

Если человек случайно стал разговаривать после мытья рук перед едой, что теперь делать?

Заново мыть руки не нужно, если самими руками ничего не трогали, что сделает их ритуально нечистыми (например, ботинки, или тело под одеждой).

Какую броху или какие брохи нужно делать на хлопья с молоком (cereal)?

Обычно когда молока не очень много, достаточно благословения на хлопья, но если молока много, и человек наслаждается им тоже, то требуется делать отдельную броху на молоко. Т.к. нередко трудно определить много ли молока, то лучше всего сделать шехаколь на что-то другое (стакан сока или кофе). Если это невозможно, то некоторые разрешают специально иметь в виду, что брохой на хлопья он не хочет покрыть молоко, и тогда можно сделать отдельное благословение на молоко.

Какую броху или какие брохи нужно делать на суп с овощами и мясом? А если в супе также лапша или крутоны?

Как и в предыдущем вопросе, не всегда ясно, имеем ли мы дело с законами икар ветафель (когда броха на главное покрывает и второстепенное), или нужно делать две (или даже три) брохи. Поэтому если есть возможность, то следует сделать благословения на другие виды пищи, и покрыть разные ингредиенты супа. Приведем несколько примеров. Если в супе есть мучное, то сначала на него делается мезонот (но если мучного совсем немножко, то следует сделать мезонот на какую-то другую мучную пищу). Потом, чтобы покрыть сам суп, следует сделать шехаколь на что-нибудь другое (например, стакан сока, или кусок мяса), но если мучного много, тогда по букве закона можно положиться на благословение мезонот и на суп броха не требуется. А если в супе немного лапши, но много овощей, то стоит взять какой-нибудь другой овощ и сделать броху хаадама, чтобы покрыть овощи в супе. А если, например, в супе с мясом и овощами мезонот нет, то если, например, овощей много, и немного мяса, то желательно поступить так: сделать хаадама на овощи, и шехаколь на что-то другое, и покрыть мясо и бульон. (Заметим также, что в некоторых случаях даже чисто овощного супа, сама жидкость супа может считаться не шехаколь, а хаадама, поэтому даже если едят только бульон без овощей, желательно сделать шехаколь и хаадама на какие-то другие виды пищи, и покрыть этот суп).

Поучения, Шутки, Афоризмы:

Необразованные люди (амей хаарец), чем старше они становятся, тем больше они глупеют. Но мудрецы Торы, лишь становятся еще мудрее к старости (Мишна Киним 6:3).

Если необразованному человеку говорят, что его еда ритуально нечистая, он отвечает с негодованием: У меня как раз еда чистая, это у тебя нечистая! (Хагига 22б).

Предыдущая глава