Еврейский Калейдоскоп. Главы Ахаре Мот - Кедошим.

Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

Ответы на вопросы к главе Торы:

Почему мы читаем в Йом Кипур отрывки из главы Ахаре Мот и утром и в Минху?

Утром в Йом Кипур мы читаем основной отрывок из Торы про этот праздник. А вот в Минху мы читаем отрывок про запрещенные связи, возможно потому, что это один из самых серьезных грехов, и к нему вдобавок человека очень тянет сильное «ецер хара». Вдобавок, женщины обычно красиво одеты в Йом Кипур, и тоже приходят в синагогу, поэтому напоминание об этих запретах отнюдь не лишнее (см. Раши и Тосафот, Мегила 31а, см. там же для дополнительного объяснения).

В главе Кедошим описывается особый случай жертвы «Ашам» за отношения с «Шифхой Харуфой» (обрученной служанкой). А когда в более поздних книгах Наха (Невиим и Кетувим) упоминается фактическое приношение данной жертвы?

В книге Эзра (10:19) описываются жертвы Ашам, которые принесли евреи, и согласно Талмуду (Критот 11а), они все имели отношения с  обрученными служанками. (Хотя, судя по контексту, они имели отношения с нееврейками, и возможно интерпретировали, что и в такой ситуации следовало приносить жертву Ашам.)

Обычно, когда две главы читают подряд, Хафтору читают из второй главы, но в случае глав Ахаре Мот и Кедошим – исключение, и Ашкеназим читают Хафтору главы Ахаре Мот из пророка Амоса (Рема 428:8). Почему?

Вторая Хафтора из Йехезкеля говорит о «мерзостях Иерусалима», и желательно избегать ее, поэтому, когда возможно читают Хафтору из Амоса (см. Мишна Берура 428:26).

Ответы на вопросы на сообразительность.

Сегодня многие Хасиды окунаются в микве каждое утро. А кого Хазаль называли «окунающимися по утрам»?

Тосефта в Ядаим (2:9) упоминает какую-то секту Эссеев, которые особенно строго блюли ритуальную чистоту, и наши мудрецы с издевкой называли их «окунающиеся по утрам».

Когда-то наши мудрецы запретили нееврейское молоко, оливковое масло, и вино (позже масло было разрешено). Согласно некоторым мнениям, все три запрета подсказаны в одном Библейском отрывке. Где?

В начале Песни Песней (1:2-3): «… Ибо ласки (ããê) твои лучше вина! Хорош запах масел твоих, как елей разлитый». Согласно Маарша (в комментариях к трактату Авода Зара 35а, и также приводит Р. Реубен Марголис на базе перевода Сиптуагинты), в стихе 1:2, «дадаих» (ããê) читалось через гласную «патах», что в переводе значит «твои груди». Разумеется, наши мудрецы интерпретирую Шир Аширим, как песнь любви между Всевышним и нашим народом. Получается, что в этих стихах подсказываются «еврейские» молоко (в грудях), вино и масло.

Ответы на вопросы на эрудицию:

Где в Талмуде упомянута секта ранних коммунистов?

В Трактате Таанит 22а упоминается какой-то еврей, который прикидывался «зандукна». Дорот Аришоним приводит, что «зандукна» означало приверженца прото-коммунистической персидской секты, когда все имущество и даже жены стали общими (хефкер), и этот цадик прикинулся одним из них, и предупреждал раввинов, чтобы спастись от этой напасти.

Где в пророке упоминаются одновременно Ноах, Даниэль и Ийов?

В Йехезкеле 14:14, хотя отнюдь неясно, является ли Даниэль, упомянутый там, (и написанный без буквы Йод ãðàì), тем же Даниэлем из книги Даниэля (см. издания Даат Микра и Мознаим).

Ответы на вопросы по Халахе:

Как известно, разные общины соблюдают строгости сфиры (не жениться и не стричься) в разные времена. Если человека пригласили на свадьбу во время, когда он соблюдает строгости сфиры, но семьи новобрачных в это время не соблюдают, может ли он пойти, и принять участие в веселье и танцах?

По многим мнениям, да.

Какое самое раннее время для счета Омера?

Желательно подождать выхода звезд, но некторые разрешаю считать и после захода солнца. Но если община молится еще раньше, (как многие делают в пятницу), тогда не следует считать Омер.

Можно ли начинать трапезу, когда еще не посчитали Омер?

Во всяком случае, если до захода солнца остается более десяти минут, то можно. Так например, многие начинают вечернюю Субботнюю трапезу, еще не посчитав Омер. Но следует сделать что-то, что напомнит о счете, (например, в немецких общинах было принято в течение сфиры, приносить особый кугель).

Истории, Шутки, Афоризмы:

Однажды Р. Йехошуа проходил по тропинке по частному полю. Какая-то девочка его спросила: Рабби, разве вы не знаете, что здесь поле [которое кому-то принадлежит]? Я ей ответил: но ведь я иду только по протоптанной тропинке [и это разрешается]. Она ответила: вот такие же бандиты, как Вы и протоптали эту тропинку (Эйрувин 53б).

Одна женщина сказала своей дочери: будь осторожна, когда изменяешь мужу, чтобы он об этом не узнал. Вот у меня десять сыновей, которых твой папа считает своими, а среди них только один его сын. Ее муж это случай подслушал, и когда умирал, сказал: я отдаю все свое имущество своему единственному настоящему сыну. После его смерти не знали, кому отдать имущество, и пришли к Рабби Бенаа. Раввин сказал сыновьям: идите и стучите по могиле отца, пусть он вам сообщит, кого он имел в виду? Девять из них пошли колотить по могиле, а один остался. Тогда  Рабби Бенаа сказал: все имущество этому сыну, [он настоящий, а остальные наглые, и наверно мамзерим] (Бава Батра 58а).

Предыдущая глава