Вопрос:

 

В этой короткой главе Моше представляет еврейскому народу пророческую песню. Эта песня кратко предсказывает всю нашу историю[1], и нам повелевается записать ее[2] и учить ей наших детей. В введении, Моше говорит (Деварим 32:3): "Когда я объявляю Учение[3] Всевышнего, дайте хвалу нашему Б-гу." Талмуд (Брахот 21а) учит из этого утверждения, что мы должны выражать благодарность за то, что Всевышний дал нам Тору[4]! Таким образом, были установлены специальные благословения, перед изучением Торы[5]. Каково значение этих благословений?

 

Ответ:

 

В общем, перед изучением Торы было установлено два[6] типа благословений. Первое упоминает главным образом мицву изучения, в то время как во втором мы благодарим Всевышнего за дарование Торы. Действительно, наши мудрецы хотели включить в благословения Торы обе идеи[7], так как изучение Торы является и мицвой и удовольствием[8].

 

Разбираясь глубже этот предмет, мы можем отметить, что когда Тору читают в общине из свитка, наши мудрецы установили только второе из благословений. Таким образом, вторая браха прежде всего соответствует Письменной Торе[9]. С другой стороны, первая браха, которая упоминает мицву занятия[10] Торой, соответствует изучению Талмуда и других частей Устного Закона. Ведь это Устный Закон, который в основном занимает[11] человека решением трудностей и противоречий[12], и с помощью которого можно понять, как соблюдать заповеди.

 

Как мы упоминали прежде[13], Устный Закон и Письменная Тора связаны очень глубоко, и сравниваются с Землей и Небесами, а также с Женой и Мужем[14]. До некоторой степени муж имеет лучшее положение, чем жена[15], и до некоторой степени жена имеет преимущество, ведь все зависит от женщины[16]. По правде говоря, они образуют единое целое, где каждый имеет особую роль[17]. Точно так же письменная Тора - это самая большая ценность, которую мы имеем. Каждым словом и буквой она подсказывает несметное число намеков и тайн[18]. Тем не менее, именно через Талмуд, мы заключили наш союз со Всевышним, и слова наших раввинов являются самыми драгоценными[19]. Устное Учение зависит от нашей нации, в то время как Письменная Тора - неизменна, и копируется буква за буквой. Отношения между этими двумя Торами, таким образом, подобны отношениям между нами и Всевышним, и характеризованы утверждением в Песне Песней (5:2): "Ты - моя двойняшка", т.е.: "Ты (еврейская нация) не больше Меня, и Я не больше тебя[20]". Да заслужим мы понимать Святую Тору и дожить до Машиаха, когда откроется ее истинное величие[21].

 

 

Перейти к следующей статье  

 

Перейти к предыдущей статье

 

 

 

 



[1] См. Рамбан, Деварим 32:40. См. наши слова к главе Деварим, что Аазину соответствует Сфире Йесод - Фундамент. Йесод группирует все высшие Сфиры, чтобы передать Б-жественный Поток к Малхут. В этом причина, что эта глава включает всю Тору. Действительно мы учим из этой главы, что вся Тора должна быть написана каждым евреем, см. ниже. Отметьте, что в наше время большинство людей выполняет мицву написания Торы покупкой какой-то главы, предложения или буквы в партнерстве с другими (см. Питхе Тшува, Йоре Деа 270:1), или покупая различные печатные книги, включая Хумаш, Мишну, Талмуд и Шулхан Арух (см. Дриша и Приша к Йоре Деа 270:8).

 

[2] Отсюда мы учим заповедь написания всей Торы, так как нельзя писать только одну главу (см. Талмуд, Синедрион 21б, Рамбам, Законы Сефер Торы 7:1).

 

[3]  Буквально "Имя Всевышнего", но здесь это может означать Учение Всевышнего (см. Актав Веакабала 32:3).

 

[4] Действительно Рамбан (в Хасагот к Сефер Амицвот, пропущенные положительные заповеди, 15) пишет, что благословение на изучение Торы имеет библейское происхождение, (см. также Шаагат Арье 24, Мишна Берура 47:1). Согласно другим мнениям это благословение - только асмахта, то есть оно только подсказано в Торе (см. Каф Ахаим 47:2).

 

[5] Отметьте, что вообще благословения на мицвот должны быть произнесены каждый раз, когда выполняют мицву. Таким образом, Тефилин или Цицит, которые сняли на продолжительное время, требуют нового благословения, когда их надевают снова. Однако, относительно изучения Торы, полагается, что мы никогда его не прерываем. Даже когда мы работаем весь день, наше желание должно быть вернуться назад к изучению, как только мы сможем. Поэтому мы делаем благословение на изучение Торы только один раз в день (см. Таз, Орах Хаим 47:8).

 

[6]  Существует мнение, что первое благословение на Тору состоит из двух отдельных благословений. Тогда всего есть три благословения на изучение Торы. В нашем комментарии мы следовали за мнением, что всего есть два благословения, но даже согласно второму мнению, первые две брохи можно сгруппировать, поскольку они упоминают главным образом мицву изучения, в то время как последнее благословение - браха благодарности. Поэтому наши комментарии могут относиться и ко второму мнению.

 

[7] См. Хага в Левуш, Орах Хаим 47:6, Моадим Везманим, 1:32, Вопросы и ответы Мин Ашамаим, 10.

 

[8]  Есть много благословений, на различные удовольствия: еду, питье, запахи ароматов и т.д. Есть также много брахот, на выполнение мицв (см. Тшувот ХаРашба 1:18 относительно того, почему определенные мицвы не имеют брохи). Тора – и замечательный подарок, который радует сердце (см. Псалмы 19:9), и также самая большая мицва (см. Мишна, Пеа 1:1). Хотя не каждый, кто начинает изучать Тору немедленно чувствует удовольствие, со временем, можно почувствовать огромное удовольствие от изучения, несравнимое ни с чем иным (см. ГР"А к Мишле 1:23).

 

[9]  См. Явец в его Сидуре и Элияу Раба 47:4.

 

[10] Нусах Ашкеназских евреев в этом благословении - "Лаасок Бедивре Тора", заниматься изучением Торы.

 

[11] Действительно - это главное изучение в ешивах. См. также Рамбам, Законы изучения Торы и Шулхан Арух, Йоре Деа 346:4 относительно того, что наше главное изучение – это изучение Талмуда.

 

[12]  См. также Рамхаль, Адир Бамаром, (стр. 38 в стандартном выпуске), на основании Тикуне Зоар, что все трудности и споры имеют духовный корень в нечистой стороне, пытающейся заблокировать понимание. Мудрецы должны были бороться против нечистой стороны, чтобы спасти "принцессу" - истинную галаху.

 

[13] См. наши слова к главе Мишпатим.

   

[14] Они также соответствуют времени дня и ночи. Действительно предпочтительно изучать Письменную Тору днем, а Устный Закон ночью (см. Шла Акодеш, Швуот 18 на основании Мидраша в Пирке Дерабби Элиэзер 45, см. также Мишна Берура Шааре Циун 238:1, вопросы и ответы "Бецель Хохма 4:44). Существует диспут, должен ли человек, который не спал вся ночь, сказать утром благословения на Тору (см. Мишна Берера 47:28). Этот диспут зависит от того, являются ли благословения на Тору прежде всего брохи на мицву или брохи благодарения (см. Шулхан Арух Арав 47:7). Действительно этот вопрос был представлен ангелам одним из Кабалистов из школы Тосафот (см. Вопросы и ответы Мин Ашамаим, 10). Ответ был в том, что можно вести себя согласно любому мнению. Причина может быть в том, что мы написали выше: благословения на Тору действительно включают и браху на мицву и благословения благодарности.

 

[15] См. Берешит 3:16, Талмуд, Эйрувин 100б.

[16] См. Талмуд, Синедрион 110а; Сефер Хасидим, 135; Кав Хаяшар, 81.

 

[17] Рав Эзриэль Таубер сравнивает их с министром внутренних дел и министром иностранных дел.

 

[18] ГР"А в конце жизни только изучал Письменную Тору, так как он был в состоянии найти в ней намеки на все слова наших мудрецов. Кроме того, вся история всех людей с деталями предсказана нашей Письменной Торой (см. ГР"А к пятой главе Сифра Децниута). С недавним открытием кодов Торы, основанных на исследованиях Рава Вайсманделя, мы можем видеть, по крайней мере, один из способов, которым Тора предсказывает жизни всех поколений.

 

[19]  См. Талмуд, Эйрувин 21б, Авода Зара 35а и Раши там.

 

[20] См. Шир Хаширим Раба 5:3. См. также Рамбан, Берешит 24:1; Рамхаль, Даат Твунот, 158; Клалим Ришоним, 29; Зоар 1:5а.

 

[21] См. Шла Акодеш, Песахим, Тора Ор 26, Рамхаль, Тикуним Хадашим, 18.