Лерефуа Шлема шель Рефаэль Моше бен Адина.

 

 

1. В чем законы Коэн Гадоля (первосвященника) были строже, чем у обычного коэна?

 

Коэн Гадоль не мог хоронить даже ближайших родственников, а также должен был жениться только на девушке (а обычному коэну разрешена вдова и некоторые другие женщины, которые не девственницы).

 

2. А какие еще были «особые» коэны, и какие из законов Коэн Гадоля к ним относились?

 

Существовал еще «коэн машуах милхама», который был при армии, и должен был давать напутственные слова солдатам. Ему тоже можно было жениться только на девушке и нельзя было жениться на вдове.

 

3. Почему некоторые из законов «коэнов» повторяют то, что написано по отношению и к обычному еврею (например, не сбривать бороду, не вырывать волос, не делать царапин на коже).

 

Один из ответов: эти заповеди еще раз повторяются по отношению к коэну, т.к. коэн, который побрился, или сделал себе царапины или плешь, не мог служить в Храме.

 

4. Относятся ли в наше время какие-нибудь особые законы к коэнам, у которых физические изъяны?

 

В принципе нет, но если у коэна руки или лицо такие, что люди его рассматривают, то ему нельзя благословлять людей, пока к нему не привыкнут (но этот закон не относится там где принято что коэн покрывает руки и лицо талитом во время благословения). 

 

5. Тора описывает, что до праздника Шавуот нужно считать дни. Почему? А относится ли к нам эта мицва из Торы сегодня?

 

Шавуот связан напрямую с Песахом, мы как бы ожидаем после выхода из Египта дня дарования Торы. Кроме этого, если бы Шавуот был установлен всегда на Шестое Сивана, крестьяне, которые в это время трудились в полях могли не узнать когда еврейский суд установил новый месяц, и пропустить Шавуот, поэтому Тора установила, что Шавуот от Сивана не зависит. Сегодня по большинству мнений, подсчет Омера - это не заповедь Торы, но закон раввинов в память о том, как это делалось когда был Храм и приносили ячменную жертву Омера.

 

6. Какой праздник Тора пока еще не упоминала, и он впервые упомянут в нашей главе?

 

«День Памяти Трубления», который мы называем Рош Ашана (новый год). Кстати, Шмини Ацерет тоже упомянут в нашей главе впервые.

 

7. Какая разница между законами работ, запрещенными в Йом Кипур, и в обычные праздники? Почему?

 

В Йом Кипур нельзя делать никакой работы, как в Шаббат, а в Йом Тов можно готовить и носить на улице. Раз в Йом Кипур все равно нельзя есть, то и нет послаблений в работе для приготовления пищи.

 

8. Что еще кроме работы запрещено Торой в Йом Кипур? Как это подсказано?

 

В Йом Кипур запрещено есть, пить, носить [кожаную] обувь, втирать в кожу масла, мыться и иметь супружеские отношения. Талмуд (Йома 74) учит все эти запреты из слова инуй (присмирять души). Тем не менее, по многим мнениям, остальные запреты не из Торы, а Тора запрещает только есть, пить и делать работу.

 

9. Почему Тора говорит, что праздник Суккот продолжается семь дней, но при этом сразу поясняет, что последний день праздника – восьмой?

 

Восьмой день - это отдельный праздник. Это уже не Суккот и по Торе в восьмой день не нужно сидеть в шалаше (хотя вне Земли Израиля мы это делаем т.к. это второй день Хошаны Рабы).

 

10. Почему история с человеком, который богохульствовал, описана в этой главе?

 

По некоторым мнениям его ссора началась именно из-за свежего хлеба в Храме, который описан в конце нашей главы.

 

Вопросы по Халахе:

 

11. Можно ли отправлять письма в пятницу? А если экспрессом?

 

Обычное письмо можно отправить, но нельзя отправлять экспрессом, если его невозможно доставить во время, кроме как если почтальонам придется работать в Шаббат. Но в случае крайней необходимости, некоторые раввины разрешают.

 

12. Можно ли отдать в нееврейскую прачечную белье, если они будут стирать в Шаббат?

 

Да, если мы не просим их стирать в Шаббат.

 

13. Если починку обуви нееврей закончил к Субботе, можно ли забрать прямо в Шаббат?

 

Если он делал работу в Шаббат, то нельзя, но если он сделал еще до Шаббат или неизвестно когда он закончил, если он прислал нам домой в Шаббат, то можно, но ходить забирать не следует.

 

14. Если нееврей зашел в Шаббат и попросил одолжить прибор, можно ли ему разрешить взять?

 

Обычно это запрещается, но иногда, ради мира, чтобы избежать неприятных осложнений в наших отношениях с неевреями, можно разрешить ему самому взять.

 

15. Можно ли еврею дать пользоваться машиной, если он скорее всего будет водить в Шаббат?

 

Нет. Даже задолго до Субботы нельзя давать машину еврею, если он будет водить в Шаббат.

 

16. Можно ли приглашать нееврея на Субботнюю трапезу?

 

Да.

 

17. Если нееврей использовал уборную, и выключил свет, можно ли его попросить включить его назад?

 

Тот факт, что он сам выключил этот свет, еще не дает разрешения просить его включить назад. Но если он сообразил, что ошибся и включил сам, то мы можем пользоваться. Но если нет никакой возможности пользоваться туалетом в темноте, например, человек запачкается, и нет другой уборной, то вероятно можно разрешить попросить нееврея включить свет из-за «кавод абриёт» (уважения к людям).

 

18. Если нееврей принес подарок в Шаббат, можно ли его принять?

 

Да, но пусть поставит его сам. Если это еда, и ее принесли из вне города, то нельзя ее есть в сам Шаббат, но если она была уже в черте города в начале Шаббата, то можно ее есть. Если это например книга, то в любом случае можно ее читать прямо в Субботу.

 

Перейти к предыдущей главе