Лерефуа Шлема Шель Рефаэль Моше бен Адина.

 

Ответы к главе Экев.

 

1. В нашей главе упоминается заповедь благодарить Творца после еды. В каких случаях эта заповедь относится из Торы?

 

По большинству мнений, мицва из Торы относится только к благословению после еды, если ели хлеб и насытились (но см. следующий ответ).

 

2. При описании благодати Земли Израиля, Тора упоминает два вида злаков, и пять фруктов: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, оливковое масло и мед [из фиников]. Какие особые законы относятся к этим семи видам?

 

Только к этим видам относилась мицва «Бикурим» - их первые плоды приносили в Храм. По некоторым мнениям, ко всем этим видам относится мицва из Торы благодарить за еду. (Также по закону раввинов, к этим видам относится особое благословение «меэн шалош», и по многим мнениям, это благословение нужно делать там, где поел, в отличии от других видов пищи, на которые можно сделать «боре нефашот» в любом месте).

 

3. Если Тора упоминает только два злака, то почему тогда особые законы халы, мацы и др. относятся к пяти злакам?

 

Считается, что и остальные три вида злаков включаются в эти два (см. Песахим 35а и начало трактата Килаим с Рамбамом и др. комментариями, см. также дополнительные объяснения в начале Йерушалми, Хала).

 

4. Почему по отношению к оливам, вместо них самих стих упоминает «оливковое масло»?

 

Евреи в основном употребляли именно масло олив, но сами оливы почти не ели, (см. также нашу статью здесь).

 

5. Что за Арон (ковчег) упомянут в стихе 10:1?

 

Есть диспут, был ли это ковчег, который позже стоял в самой святой части храма, или другой временный ковчег (см. Раши, Рамбан, Малбим).

 

6. Что означает выражение (10:17), что Всевышний «не принимает взяток»?

 

Одно из объяснений: Всевышний не берет взятки мицвами, т.е. не снимает грехи за счет мицв (см. Р. Бахъе и Сфорно к этому стиху, Рамбам к Авот 4:22). За каждую акцию существует отдельная награда или наказание. (Также возможно имеются в виду «взятки» с помощью цедаки. Обманщик, отдающий часть награбленного синагоге, противен Творцу).

 

7. Почему во втором отрывке ШмаВехая им Шамоа») не упоминается «меодеха», а упоминается только любить Творца «всем сердцем, всей душой»?

 

Одно из объяснений: Если вся община будет служить своим имуществом, то оставшись без всего, они будут в состоянии опасности, а это уже включено в заповедь «служить всей душой», тогда как отдельный человек, если потеряет имущество, может собирать цедаку.

 

8. Почему в отрывке «Вехая им Шамоа» упоминается награда и наказание, а в отрывке Шма нет?

 

Отрывок Шма написан в единственном числе, и в этом мире праведник не всегда получает награду за соблюдение, а грешник наказание за грехи. Но отрывок «Вехая им Шамоа» написан во множественном числе, и действительно коллективные награда и наказание существуют и в этом мире.

 

9. В чем различия в халахе между произношением первого отрывка Шма и второго (Вехая им Шамоа)?

 

При произношении второго отрывка, в отличие от первого, разрешается сделать жест, например, кивнуть головой или показать рукой.

 

10. Что означает выражение в конце «Вехая им Шамоа»: «Как дни небес над землей»?

 

Простой смысл: навсегда.

 

Вопросы по законам Шаббата:

 

11. Если человек вышел из дома и на улице обнаружил что-то в кармане, как ему поступить?

 

Если он только вышел, и еще не останавливался, можно не останавливаясь быстро вернуться, выворачивая карман необычным образом. В противном случае, пусть сразу вывернет карман (необычным образом), чтобы эта вещь упала. Если она важна, то можно потом попросить нееврея принести ее нам домой.

 

12. Если ребенок остановился на улице, и не хочет дальше идти, можно ли его отнести на руках?

 

Нет. Но если есть эйрув, даже если сам человек на этот эйрув не полагается, можно быть мягким, и отнести ребенка. Иначе, можно только помогать ему идти, держа за руку, но тащить и тем более нести его нельзя.

 

13. Если ребенок плохо себя чувствует (но нет опасности), можно ли его отнести на руках к доктору?

 

С помощью нееврейки это можно. Если нет возможности попросить нееврея, тогда если есть эйрув, даже если сам человек на этот эйрув не полагается, а ребенок достаточно большой, что сам уже умеет ходить, то можно быть мягким, т.к. считается, что ношение такого ребенка – это только запрет раввинов. Если же эйрува нет, и ребенок болен, то некоторые разрешают отнести его, если он сам умеет ходить или если в месте, где приходится нести, запрет ношения только раввинский.

 

14. Можно ли отвести его в коляске?

 

Так же как в предыдущем вопросе, если можно нести на руках, то можно разрешить и везти в коляске, но из коляски нужно предварительно убрать все лишнее (бутылки, соски, одежду). И выносить саму коляску на улицу нельзя, только вместе с ребенком (тогда коляска считается «тафель» - второстепенной, по сравнению с ребенком, а носить ребенка – это только запрет раввинов, если он уже умеет ходить).

 

15. Можно ли выходить на улицу в солнечных очках?

 

Многие разрешают, если человек их не снимет, даже если станет пасмурно.

 

16. Можно ли пойти на улицу надев очки для чтения, чтобы таким образом отнести их в синагогу?

 

Нет.

 

17. Можно ли носить часы на улице?

 

Есть диспут на этот счет.

 

18. Можно ли ходить со специальным пластиковым покрытием на шляпе от дождя?

 

На этот счет тоже есть диспут. Во всяком случае, если есть эйрув, даже если сам человек на этот эйрув не полагается, можно быть мягким.

 

Предыдущая глава