Лерефуа Шлема Шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Хае Сара.

 

1. «Пришелец и житель (гер ветошав) я с вами» (23:4). В чем разница между словами «гер» и «тошав»?

 

Одна из интерпретаций: «гер» – это чужестранец, который поселился здесь временно, а «тошав» - это постоянный житель. Авраам хотел получить место для семейных захоронений, как положено постоянному жителю, хотя он до сих пор считался временным жителем.

 

2. Авраам заплатил за пещеру Махпела четыреста шекелей серебра. Сколько это денег в современной валюте?

 

400 шекелей – это примерно 8 кг серебра (которые в зависимости от цен на серебро могут стоить порядка нескольких тысяч долларов), но покупательная способность серебра в те времена была гораздо большей. Чтобы заработать 400 шекелей, нужно было работать годами, поэтому по современным понятиям, Авраам заплатил миллионы долларов. Наши мудрецы считают, что Эфрон использовал безвыходную ситуацию Авраама, запросив огромную по тем временам сумму денег (см. ниже одиннадцатый ответ).

 

3. Авраам сказал Элиэзеру пойти в Харан, на землю, где Авраам родился. А разве Авраам родился в Харане а не в Ур Касдим?

 

Согласно Рамбану, Авраам и вся его семья действительно были родом из Харана, но они жили когда-то в Ур Касдим, и там родился младший брат – Харан (для других объяснений см. супер-комментарии к Раши 24:7, например, Р. Элияху Мизрахи, Беэр Басаде, Гур Арье).

 

4. Элиэзер сказал: «Может (улай) не захочет девушка пойти» (24:5). Что наши мудрецы учат из слова «улай»?

 

Элиэзер надеялся, что если он не найдет жену из родственников Йицхака, то его женят на дочери Элиэзера. Поэтому он использовал слово «улай» (может быть, выражающее надежду; когда же выражают что-то нежелательное говорят «пэн» а не «улай», см. ГР”А в книге «Кол Элияху», см. также Маариц Хиюс к Макот 24 в отношении слова «улай» в 27:12, см. также Раши 24:39 для дополнительного объяснения).

 

5. Что значит выражение 24:55: «ямим о асор» (дословно «дни или десять»)?

 

Простой смысл, что они просили подождать хотя бы несколько дней - от двух до десяти (см. Таргум Йерушалми и Панеах Раза, см. также Сиптуагинту). Но подавляющее большинство комментаторов считают что слово «ямим» здесь значит год (как например в Вайикра 25:29), и тогда словом «асор» - десять, Тора имеет в виду десять месяцев. Заметим, что в принципе молодым девушкам и во время Талмуда давали по 12 месяцев, чтобы приготовиться к свадьбе.

 

6. В нашей главе сказано, что с Ривкой послали ее кормилицу (24:59). А где упомянуто как ее звали? А зачем с Ривкой послали кормилицу, ведь Ривка же не была грудным ребенком?

 

Ее звали Деворой, как сказано позже в главе Вайишлах (35:8). Кормилица продолжала помогать Ривке и позже нянчила ее детей, и видимо даже внуков, и умерла в старом возрасте, находясь с семьей Якова (35:8).

 

7. Что значит выражение (24:63) «ласуах басаде»

 

У слова «ласуах» в данном контексте есть много интерпретаций: прогуливаться в поле, сажать деревья, молиться (или медитировать) в поле, беседовать с кем-то. Хазаль учат, что Йицхак установил послеполуденную молитву Минху.

 

Вопросы по Халахе:

 

8. Нужно ли женщинам делать после сна благословение на мытье рук?

 

Если женщина будет молиться Шмоне Эсре, то ей тоже следует сделать утром благословение на мытье рук, как и мужчине, а если нет, то есть неуверенность делать ли это благословение (см. Халихат Бат Йисраэль 1:1 от имени Махазе Элияху, 11).  Вдобавок, если женщина сразу ест хлеб утром, и руки еще чистые после мытья, то она не делает второй раз благословение на омовение рук перед хлебом (там же).

 

9. Тот, кто снял Талит и Тефилин, чтобы выйти в туалет, нужно ли делать новое благословение, когда он надевает их снова?

 

На Тефилин делается броха, но не на Талит, а если ходили по-маленькому, то у многих обычай не делать броху и на Тефилин.

 

10. С какого возраста нужно обучать сына накладывать Тефилин?

 

Сефарадим начинают тренировать ребенка со времени, когда он может соблюдать законы, связанные со святостью Тефилина, и даже задолго до Бар Мицвы, а некоторые Ашкеназим начинают за месяц или два до Бар Мицвы. Хассидские евреи обычно впервые надевают Тефилин только в день Бар Мицвы.

 

 

Вопросы на эрудицию.

 

11. В каком месте имя Эфрон написано без буквы Вав?

 

Когда Тора описывает, как Авраам отвесил Эфрону баснословную сумму денег за поле с пещерой, Тора написала его имя без буквы Вав (в стихе 23:16).

 

12. В нашей главе слово (24:8) швуа (клятва) написано без Вава. А где это слово пишется с Вавом?

 

Швуа пишется в Хумаше всегда без буквы Вав (см. Минхат Шай), но в других книгах (например, в Йехошуа 9:20) Швуа иногда пишется через Вав..

 

13. Хазаль считают, что Кетура – это Агарь, и доказывают из определенного написания одного из слов. Какое это слово и как оно написано в наших свитках?

 

Слово «пилагшим» (наложницы) в стихе 25:6, согласно Хазаль (Берешит Рабба 61:4) нужно писать без Йуда, чтобы подчеркнуть единственное число (у Авраама была лишь одна наложница). Но в наших свитках это слово написано с Йудом.

 

 

Предыдущая глава