Вопросы к Главе Бешалах.

Лерефуа Шлема шель Раиса бат Соня.

 

 

1. Согласно нашим мудрецам, в трех стихах нашей главы подсказано множество мистических Имен Творца. Где?

 

В стихах Шемот 14:19-21 по 72 буквы в каждом, и из них образуется 72 мистических Имен Творца (по три буквы в каждом). Каждое из этих Имен имеет свои свойства (например, Йод-Ламед-Йод связано с лечением больных). Два из этих Имен мы упоминаем во время молитв «Хошана» в Суккот. Многие другие подсказаны в разных местах в наших молитвах.

 

2. Мы читаем Шир Шел Ям (песню, которую еврейский народ пел после перехода моря) также в один из праздников. Когда? Почему?

 

В седьмой день Песаха, когда наш народ прошел через море (см. также следующий вопрос).

 

3. Шир Шел Ям написана в Торе особым образом. А где еще в Танахе есть песни, которые пишут в том же формате?

 

Песнь Деворы (Шофтим 5) и Песнь Давида (Шмуэль II, 22).  Оба этих отрывка читают как Хафторы, первый к нашей главе, а второй в седьмой день Песаха.

 

4. В одном из стихов в Шир Шел Ям возможно используется ономатопея (звучание слова вызывает смысловую ассоциацию). Где?

 

Слово (15:5) «Йехасъюму» (пучины морские покрыли их), кончается на гласные «ю-у» и с точки зрения грамматики написано необычным образом (см. Раши). Возможно, используется ассоциация этих звуков с глубиной (см. Шадаль).

 

5. Выражение «Ашем Мелех, Ашем Малах, Ашем Йимлох Леолам Ваэд» - это не один стих, а части из трех стихов. Последнее выражение взято из нашей главы. А откуда взяты остальные?

 

Из Техиллим (10:16 и 93:1).

 

6. Какие заповеди мы учим из истории с Амалеком?

 

Заповеди, связанные с Амалеком учатся не из нашей главы, а из конца главы Ки Теце: помнить о том, что сделал Амелек, не забывать об этом и вести войну с Амалеком (сегодня по многим мнениям последняя заповедь не относится, и кроме того, мы не знаем, кто происходит из Амалека, но и сегодня мы можем «воевать» с внутренним «Амелеком» в самих себя),

 

7. Одно из слов в отрывке про Амалека можно прочесть по-разному, и согласно Талмуду в его значении ошибся главнокомандующий Давида – Йоав. Что это за слово?

 

Зехер Амалек (память об Амалеке) можно прочесть как Захар Амалек (мужчин Амалека). Талмуд сообщает, что так действительно считал Йоав (Бава Батра 21б).

 

8. Если забыли сказать утренние благословения, до какого времени их можно произнести?

 

Нужно постараться сделать утренние благословения до трети дня или хотя бы до полудня, но после факта многие разрешают сделать их и после этого. Надо заметить, что после того как уже помолились Шмоне Эсре, есть мнения, что некоторые брохи уже нельзя делать, поэтому лехатхила нужно постараться сделать все благословения до Шмоне Эсре.

 

9. Если сказали утренние благословения в другом порядке, выполнили ли заповедь?

 

Обычно да, но есть благословения, которые нужно делать в определенном порядке (например, «Матир Асурим» до «Зокеф К’фуфим»).

 

10. Нужно ли женщинам делать утренние благословения и если да, то следует ли говорить их в женском роде (например, «Шело Асани Шифха» вместо «Эвед»)?

 

По многим мнениям, женщины обязаны делать утренние благословения. Сефардские женщины делают их в женском роде, а Ашекназские не меняют нусах и говорят как мужчины.

 

Перейти к предыдущей главе