Глава Бехар.

 

Леилуй Нишмат Лейб бен Нахум и Соня бат Йисраэль.

 

 

1. Считается, что 5775 год был годом Шмиты, но есть и другие мнения. На чем основаны эти диспуты?

 

Талмуд сообщает, что Второй Храм был разрушен в год после Шмиты. Но есть неуверенность, в какой точно год был разрушен Храм, и также неясно, имеется ли в виду, что год после Шмиты – это был сам год разрушения, или следующий год. Кроме этого, по некоторым мнениям, наш подсчет лет отличается на один он подсчета Хазаль (т.е. когда мы говорим, что сейчас 5776 год, Хазаль бы возможно назвали его 5775). Также есть диспут о том, считать ли в наше время Юбилейные годы (хотя законы Юбилейного года к нам не относятся, но возможно нам нужно каждые 50 лет пропускать один год, и потом опять начинать подсчет семилетнего цикла). 

 

2. В нашей главе (Вайикра 25:14) описывается запрет «онаа» (продавать по завышенным ценам). Насколько именно цена должна быть завышена, чтобы относился этот запрет?

 

Согласно Талмуду если цена завышена на одну шестую, относятся законы «онаа». Имеется в виду конечно 1/6 от обычной стоимости предметов в других подобных магазинах, а не 1/6 от цены, которую заплатил продавец, когда покупал оптом. Но нет запрета продавцам, продавать покупателям намного дороже себестоимости, если никто из них не завышает цены по сравнению с остальными. Также, цены в ресторане или в отеле невозможно сравнивать с ценами в магазине и т.п.

 

3. Согласно Талмуду, законы «онаа» не относятся к земле и недвижимости. Почему же тогда Тора описывает запрет «онаа» именно в контексте продажи земли?

 

На самом деле, по многим мнениям, запрещено сильно завышать цены и на недвижимость, но в случае недвижимости, законы «онаа» относятся только если цена завышена в два раза (Рема, Хошен Мишпат 227:29, см. также комментарий Рамбана к нашей главе).

 

4. Чаще всего, законы «онаа» относятся к продавцу. А в каких случаях запрет «онаа» относится к покупателю? 

 

Иногда бывает, что продавец не осознает настоящей цены на вещь, а покупатель ее знает. Он не имеет права воспользоваться своими знаниями, и купить по дешевке у продавца.

 

5. А что Хазаль называли «онаат деварим» - «онаа» слов?

 

«Онаат деварим» - это всевозможные обидные и неприятные слова, прозвища, неуместная критика и т.п. Хазаль учат, что в стихе 25:17 запрещается именно «онаат деварим»

 

6. Почему в случае проданного дома, хозяину давалось право его выкупить в течение года, но не после этого (Вайикра 25:29), тогда как в случае поля наоборот, выкупать можно было только после первых двух урожаев?

 

В случае дома, человек который уже прожил год в другом помещении, привыкает к этому. Но в случае поля, вся цель покупки была в том, чтобы собирать урожай (максимум до Юбилейного года), и поэтому было бы несправедливо, если продавец мог бы выкупить назад у покупателя вскоре после покупки (см. подробнее Рамбан, 25:29). 

 

7. В нашей главе (Вайикра 25:39) говорится, что еврейского слугу нельзя заставлять совершать «аводат авед» (рабский труд). Что имеется в виду?

 

Фактически, «еврейский слуга» не является слугой, а просто работником на 6 лет. Хозяин не только не имеет права, относится к нему как к рабу, но он становится частью семьи хозяина. Господин не может даже сказать слуге, чтобы тот носил за ним его вещи в баню, или снимал ему ботинки (Рамбам, Авадим 1:7).

 

Вопросы по Халахе (Сфират Аомер):

 

8. Когда у разных людей разное время соблюдения траура Сфиры, может ли тот, к кому сейчас относятся законы Сфиры пойти на свадьбу того, к кому уже не относятся?

 

Многие мудрецы разрешают.

 

9. Если у Ашкеназской еврейки в семье соблюдают Сфиру во все дни кроме Лаг Баомер, и она выходит замуж за Сефардского еврея, которому наоборот нельзя жениться в Лаг Баомер, но можно после этого, как организовать свадьбу?

 

Обычно в отношении минхагим, следуют обычаям мужа. Но в данной ситуации возможен компромисс, чтобы и приглашенные Ашкеназим могли участвовать в свадьбе лехатхила: начать свадьбу днем в Лаг Баомер, а основные танцы и празднество сделать ночью, когда уже наступит 34 день Сфиры, и только тогда присоединятся к танцам Сефардские гости (Минхат Йицхак 4:84).

 

10. Можно ли стричь усы во время Сфиры? А что насчет волос на других частях тела?

 

Усы постричь можно, если они отросли и мешают есть, но волосы остальных частях тела мужчинам стричь не следует, (и само по себе бритье под мышками мужчине по многим мнениям запрещено в любое время).

 

Вопросы на эрудицию:

 

11. При каком Римском императоре произошли события, когда Р. Шимон бар Йохай убежал из-за гнева дома императора в пещеру (и где согласно Зоару он постиг тайны Кабалы)?

 

Есть неуверенность на этот счет. Талмуд (Шаббат 33б) сообщает, что после того как Р. Шимон «отсидел» в пещере 12 лет, Римский император умер. Есть только два императора, которые правили в этот период времени: Андриан и Антонин Пий. (Заметим, что Антонинос упомянутый Хазал как император при Р. Йехуде Анаси – это не Антонин Пий, а возможно следующий император Марк Аврелий, у которого тоже одно из имен было Антонин, или кто-то из еще более поздних императоров). По мнению многих авторитетов, Р. Шимон прятался в пещере еще при Андриане, во время «шмада» (тотального преследования за любое соблюдение заповедей). События, описанные в Талмуде, Меила 17б, видимо произошли вначале правления Антонина Пия, который действительно отменил старый декрет против обрезания. Получается, что к тому времени Р. Шимон уже вышел из пещеры (см. Раши, Меила 17б). Кстати, версия Агады в Берешит Раба 79 указывает, что когда Р. Шимон вышел, Тиберия была полна трупов, что очень похоже на время после «шмада». (Заметим, что из Йерушалми (Шевиит 9:1) и разных Мидрашей выглядит, что Р, Шимон прятался именно во время «шмада», хотя из нашего Талмуда в Шаббат 33б так не выглядит.) Но согласно автору «Дорот Аришоним 4:308», Р. Шимон прятался в пещере во время правления Антонина Пия, а события, описанные в Шаббат 33б произошли после событий, описанных в трактате Меила 17б.

 

12. В разных мидрашах приводится, что кроме тысяч умерших учеников Р. Акивы, было также десять «харуге малхут» - соратников Р. Акивы, погибших во время преследований Рима. Выглядит, что все они погибли в сравнительно короткий период времени. Проблема в том, что один из этих людей – Р. Шимон бен Гамлиэль, погиб еще при разрушении Храма, т.е. примерно 60 лет до смерти Р. Акивы. Как объяснить это противоречие?

 

Одно из возможных решений приводит автор «Дорот Аришоним». Согласно нему, «Рашбаг» (Рабан Шимон Бен Гамлиэль) – это ошибка переписчика, и на самом деле одним из 10 погибших был «Рашбахаг» (Р. Шимон бен Хасаган), но т.к. это редкая аббревиатура, переписчики ошиблись. (Заметим, что сам список «десять харуге малхут» отличается в разных источниках, но все они приводят Р. Акиву как одного из них, а также Рашбага и Р. Йишмаэля, но согласно написанному выше, это был не Рашбаг, а Рашбахаг, а Р. Йишмаэль – это друг Р. Акивы, а вовсе не какой-то предполагаемый первосвященник Р. Йишмаэль, который почему-то не упомянут среди праведных священников в Талмуде, Йома 9а).

 

13. Сколько учеников было у Р. Акивы в конце жизни, кто они были?

 

Есть мнение, что в конце жизни у него было 5 учеников, и так приводит Талмуд в трактате Йевамот: Р. Меир, Р. Йехуда бар Илай, Р. Шимон бар Йохай, Р. Йосе бен Халафта, и Р, Элазар бен Шамуа. Но есть источники, что один из пяти был Р. Нехемия. А в некоторых мидрашах упоминается, что у Р. Акивы в конце было 7 учеников (среди них в разных источниках упоминаются также Р. Йоханан сапожник, Р. Элиэзер бен Яков, Р. Ханина бен Хахинай, Р. Элиэзер сын Р. Йосе Аглили).

 

 Перейти к предыдущей главе