Лерефуа Шлема шель Рефаэль Моше бен Адина.

 

Ответы к главам Бехар и Бехукотай.

 

1. Почему наша глава начинает с упоминания, что эти законы были даны на Горе Синай?

Законы, описанные в нашей главе относятся к Земле Израиля, и мы могли бы подумать, что они были даны позже, перед приходом на Святую Землю. Поэтому подчеркивается, что и они были даны у Горы Синай.

 

2. Почему законы седьмого года соблюдаются сегодня, а законы юбилейного года – нет?

Для соблюдения законов Юбилейного года требуется, в том числе, Главный Еврейский Суд, которого сейчас нет. Заметим, что по многим мнениям, когда большинство евреев вне земли Израиля, и законы Шмиты относятся не из Торы, а только как закон раввинов, но раввины не установили соблюдения Юбилейного года в наше время, в том числе потому, что очень сложно не работать над землей два года подряд.

 

3. Почему мы не видим исполнения обещания, что для соблюдающих законы Шмиты в шестой год земля даст в три раза больший урожай?

Во-первых, возможно сегодня исполнение этих законов - только раввинское постановление, и не очевидно, что к нему относится обещание Торы. Вдобавок, Тора говорит о ситуации, когда еврейский народ в основном соблюдает заповеди, и тогда сбудутся всевозможные благословения, и в том числе и это. Но отдельному человеку в этом мире не гарантировано награды за соблюдение. Тем не менее, нередко и сегодня фермеры, которые соблюдают законы Шмиты, получают особую Броху с Небес, об этом написано немало историй.

 

4. Какой закон Шмиты относится и в странах вне Земли Израиля?

Закон аннулирования долгов в конце Седьмого года.

 

5. В каких местах вне Земли Израиля требуется соблюдать запрет не работать над землей в Седьмой год?

В основном в частях Сирии и Иордании, но и там это только закон раввинов. По Торе Шмита относится только к Израилю.

 

6. Какая разница между двумя выражениями, запрещающими брать процент с долга: «нешех» и «рибит»?

В принципе и то и другие - это виды процента. Некоторые объясняют что «нешех» - это процент, наращивающийся за время, (подобно банковскому), а «ривит» - это одноразовая договоренность, что вернут к определенному сроку и заплатят за это заранее оговоренную сумму. Поэтому обычно «нешех» брали за деньги, а «ривит» за пищу, т.к. обычно пищу занимали на определенный срок, например до ближайшего урожая.

 

7. А почему Тора запрещает брать «рибит», но не запрещает давать предметы на прокат? Почему нельзя сказать, что и «рибит» - это плата за деньги, которые дали «на прокат»?

Разница в том, что деньги возвращают не те же самые, и дающий в долг обычно ничем не рискует. В случае проката, вещь принадлежит владельцу. Если она сломается, или ее украдут, он понесет потерю. Также вещи изнашиваются при использовании. За все это дающий на прокат может брать деньги.

 

8. Когда именно сбылись предсказания наказаний описанные в главе Бехукотай?

Некоторые считают, что проклятья этой главы предсказывают изгнание в Вавилон, а проклятья в главе Ки Таво - Римское изгнание. Другие говорят, что оба упрека относятся к обоим изгнаниям. В любом случае не обязательно всем наказаниям сбыться. Предостережения написаны, чтобы люди раскаялись, и тогда Всевышний не допустит исполнения всех проклятий. Это относится и к нееврейским нациям, как например, произошло с городом Нинве (мы читаем об этом в Хафторе Минхи Йом Кипура).

 

9. Почему эта глава не заканчивается обещанием собрать наш народ после изгнания и простить все наши грехи?

Если эта глава в основном предсказывает Вавилонское изгнание, то оно действительно не закончилось полным избавлением, и большинство евреев так и остались в изгнании. В любом случае, в нашей главе описано более коротко то, что в главах Ки Таво и Ницавим описывается более подробно.

 

10. В чем разница между разными возможностями дать Храму «эрех» (оценку) или «стоимость» человека?

Человек мог подарить Храму свою (или чью-то) стоимость двумя способами. Он мог подарить просто цену человека, согласно тому, сколько бы за него заплатили, если бы его продавали на рынке. (Конечно, сегодня эти законы не относятся, но в принципе оценить человека в отношении чисто финансовой прибыли, которую он может принести за свою жизнь, не так уж и сложно; полагаю, что программист как я, может стоить около миллиона долларов). Второй способ – «эрех», определялся только в зависимости от пола и возраста. Видимо это был упрощенный способ подарить Храму свою примерную цену, но при этом не заниматься точной оценкой. Наибольший «эрех» был у взрослого мужчины - 50 Библейский шекелей. (Сегодня это немного, около $500, но когда-то покупательная способность серебра была в тысячи раз большей, и это было внушительной суммой, которой также выкупали поле в примерно в 130м на 130м на 49 лет. Заметим, что Йосефа продали за 20 шекелей, а за 6000 шекелей Омри купил территорию, на которой он построил столичный город.)

 

 

Вопросы по Халахе:

 

11. Можно ли принимать витамины в Шаббат?

Многие разрешают т.к. сегодня их едят как обычную пищу, и соответственно запрет принимать лекарства не относится.

 

12. Можно ли принимать аспирин в Шаббат?

Аспирин большинство раввинов считают лекарством даже в наше время, несмотря на то, что многие его принимают по мелочам и почти без нужды. Но есть и мягкое мнение. В любом случае, если знаешь что он может понадобится, можно разбавить его в напитке или перемешать с пищей до Шаббат, и тогда многие разрешают принять. Конечно, если человек сильно заболел, то ему можно принимать любые лекарства, и просить нееврея сделать то, что требуется (а также делать запреты раввинов необычным способом).

 

13. Можно ли померить температуру или измерить давление в Субботу?

Да (но не с помощью электрических приборов).

 

14. Если у женщины начались предродовые схватки, и вызвали скорую, можно ли мужу поехать с ней в больницу?

Да.

 

15. Если оказалось, что схватки ложные, можно ли попросить нееврея отвезти назад?

Да, и нееврей должен сам открывать и захлопывать дверь, если при этом автоматически включается свет. Заметим, что если осталось не очень много времени до конца Шаббата, то следует не вызывать нееврея, если есть возможность подождать.

 

16. Если в больнице нет кошерной пиши, можно ли для роженицы (или больного человека) попросить нееврея принести кошерную пищу?

Да.

 

17. Если нееврей принес много еды, может ли и муж или другой здоровый человек тоже поесть?

В данном случае есть на что положиться, т.к. они могли бы пойти туда, откуда эту пищу принесли и поесть ее там, то не считается что они получают особую выгоду от работы нееврея. Но если нееврей нагрел пищу для больного, здоровый не может ее есть.

 

18. А если нет нееврея, и роженице обязательно нужно есть (иначе возникнет опасность для ее жизни), что лучше: еврею сломать Субботу или ей поесть некошерное?

В случае некошерного мяса, Шулхан Арух постановляет, что следует ломать Шаббат а не кормить ее трефным. Но обычно можно достать для нее не мясную пищу без хашгахи, которая, во всяком случае, не запрещена Торой, и возможно и раввинами не запрещена, и тогда нельзя ломать Шаббат (кроме как если ей может стать хуже, если она узнает, что ее кормили некошерным). Конечно, если врачи говорят, что ей обязательно нужно мясо, тогда ломают Шаббат если требуется.

 

Предыдущая глава