Лерефуа Шлема шель Раиса бат Соня.

 

Ответы к главе Бехаалотха.

 

1. Почему в начале нашей главы снова упоминается Менора?

 

Одно из объяснений: до этого были упомянуты приношения принцев всех колен кроме Леви, поэтому сразу после этого упоминается служба Аарона, принца из Леви (см. Раши и Рамбан).

 

2. В нашей главе (8:23) сказано, что Левиты будут служить «с двадцатипятилетнего возраста и старше», но до этого (4:23) Тора сообщила, что Левиты служат с тридцатилетнего возраста. Как объяснить это противоречие и какую идею про изучение Торы учит отсюда Талмуд?

 

Талмуд (Хулин 24а) сообщает, что пять лет Левиты тренировались. Отсюда учится также, что за пять лет можно узнать будет ли у человека успех в изучении Торы.

 

3. Какой стих из нашей главы мы произносим, когда выносят свиток Торы?

 

Бемидбар (10:35): «Ваехи Бинсоа Аарон …» (и было, когда двигался ковчег …).

 

4. Почему в стихе (9:2) Песах написано через гласную камац (Пасах)?

 

Обычно Песах меняется на Пасах, в конце стиха, или когда в этом слове нота «этнахта» (ровно середина стиха). Но в данном коротком стихе нет «этнахта», и середина стиха по смыслу в слове Пасах, поэтому гласная тоже меняется (Р. Яков Каменецкий, «Эмет ЛеЯков»).

 

5. Какой закон Талмуд учит из следующего стиха (11:33): «Мясо было у них в зубах, еще не съедено …»?

 

Талмуд (Хулин 105а) учит, что мясо между зубов тоже считается мясом (поэтому пока его не выковыряют, нельзя есть молочное, Йоре Деа 89:1).

 

6. Один из принципов веры Рамбама – что пророчество Моше было на более высоком уровне, чем у всех других пророков. Почему же тогда Мирьям так не считала, и сравнивала свое пророчество с пророчеством Моше?

 

Мирьям этого еще не знала, а мы учим этот принцип именно из того, что ответил ей Всевышний (Р. Эльханан Васерман).

 

7. В истории с Мирьям (12:14), Тора использует принцип «Каль Вахомер» (тем более). В сколько всего раз Тора использует этот принцип?

 

Десять раз в Танахе, из них 4 раза в Пятикнижие (см. Берешит Раба 92:7, но см. в комментариях Яфет Тоар, что есть еще немало Кал Вехомеров, и попытку объяснить, почему Хазаль считают только эти десять).

 

Вопросы по Халахе (с наступлением лета наши вопросы посвящены отдыху и даче):

 

8. Можно ли в Шаббат прыскать на кожу средство от комаров?

 

Да, если средство жидкое (Шмират Шабат Кехилхета 14:31).

 

9. Если в северных странах, в длинные дни человек пошел спать рано, нужно ли его разбудить, чтобы прочел вечернее Шма?

 

Если он уже прочел Шма хотя бы после Плаг Аминха, то будить его не нужно (Шевет Алеви 8:38).

 

10.Если в длинный Субботний день, ребенок пошел спать до Авдалы, нужно ли его учить сделать Авдалу утром?

 

Да (Рав Харфенес, «Хинух Йисроэль» 2:12, пометка 72).

 

Вопросы на эрудицию.

 

11. В нашей главе есть две перевернутые буквы «нун». А где еще в Танахе есть перевернутые «нуны»?

 

В Техилим (107 псалом).

 

12. В каком месте в нашей главе есть точка над буквой и почему?

 

Над последней буквой слова «рехока» (Бемидбар 9:10). Хазаль учат отсюда, что необязательно, чтобы человек был так уж далеко (см Раши, см. также другое объяснение у Хизкуни).

 

13. Во время Второго Храма, Четырнадцатого Сивана отмечали как праздничный день. Почему?

 

Мегилат Таанит сообщает, что в этот день была одержана какая-то военная победа во время Хашмонаев.

 

Предыдущая глава