בס"ד

 

Короткий комментарий к началу Шулхан Аруха.

 

Известно, что первый параграф каждой книги – это обычно введение и резюме всей книги. Время от времени даже первое предложение или лишь первое слово суммирует всю книгу. Например, первое предложение Торы – это Клаль (общее резюме) всей Торы, а первое слово "Брешит" –является Клаль Клалим (ГР"А к пятой главе Сифра Децниута, см. приложение.)

 

Очевидно, наши мудрецы также следовали этому правилу. Они обычно старались в первой Мишне трактата упомянуть фундаментальные принципы всего трактата. Эта традиция продолжалась и позже, так, что даже книги, написанные Ахроним (поздние мудрецы) обычно начались свои книги с резюме. Самая фундаментальная книга еврейского закона – это без сомнения Шулхан Арух. Таким образом, понимая первый закон Шулхан Аруха мы можем понять весь фундамент соблюдения заповедей.

 

Два автора Шулхан Аруха описывают нам в начале самые желательные качества, необходимые чтобы, чтобы служить Создателю! Интересно, что они начинают с качеств, а не с практических законов! Причина известна в письмах других мудрецов, (ГР”А к Мишле 22:5, Р. Хаим Виталь, см. приложение), что качества еще более важны чем сами Мицвы. Без хороших качеств, мы не в состоянии соблюдать заповеди.

 

Два качества, которые упомянуты как основа авторами Шулхан Арух, взяты от этих четырех качеств, названых фундаментальными Туром, и основанных на Мишне в Пирке Авот (Поучения Отцов) [5:24]: Ехуда Бен Тейма сказал: "Будь смел как леопард, легок как орел, быстр как олень и силен как лев, чтобы делать желание вашего Отца на Небесного." Шулхан Арух упоминает важность начать день энергично: “Нужно встать с постели с силой льва”. РЕМА добавляет важность быть смелым в служении Создателя, когда  другие высмеивают нас. Сначала мы обсуждим общий порядок четырех качеств в Туре, а затем скажем несколько слов, почему эти два из четырех качеств упомянуты в Шулхан Арухе.

 

ГР”А пишет в его комментарии к Мишле 18:10, что эти четыре качества подсказаны в стихе: מִגְדַּל עׂז שֵׁם יי בּוֹ יָרוּץ צַדִּיק וְנִשְּׂגָּב – “мигдал оз шем hашем бо яруц цадик венисгав” – Башня могущества – Имя Всевышнего, в нее вбежит праведник и будет усилен. Мигдал (высокая башня) соответствует тому, чтобы быть как легким как орел, Оз – быть смелым как леопард (слово עז – смелый происходит от того же корня), Яруц (вбежит), соответствует тому, чтобы быть быстрым как олень, и (сильный) Нисгав – соответствует тому, чтобы быть сильным как лев. Этим четырем качествам соответствуют четыре буквы Имени Всевышнего, именно поэтому стих заявляет, что “шем hашем” – Имя Всевышнего, намекает на эти четыре качества. Первая буква Божественного Имени соответствует положительным заповедям – предписания Торы, которые требуют действия, вторая буква – соответствует отрицательным заповедям – акции, запрещенные Торой. Это называют левой стороной – сторона суда. Третья буква – соответствует изучению Торы, и четвертая – Тфиле – молитве. Есть также другое удивительное соответствие: четыре книги Тура и Шулхан Аруха, также соответствуют этим четырем чертам характера. Таким образом мы имеем следующую корреляцию:

 

Действие:

Слово в стихе:

Буква Имени:

Качество

  Тур:

Положительные заповеди

 Яруц

Йод

быстр как олень

 Орах Хаим

Отрицательные заповеди

Нисгав

hэй

сильный как лев

Хошен Мишрат

Тора

Оз

Вав

 смелый как леопард

 Йора Деа

Молитва

Мигдаль

hэй

Легкий как орел

 Эвен Аэзэр

 

*См. однако Арух Ашулхан 1:16, где он очевидно связывает эти четыре качества с четырьмя естественными элементами в другом порядке.

 

Отметьте, насколько прекрасна эта корреспонденция: Орах Хаим (жизненный путь) – первая часть Шулхан Аруха Он содержит законы, которые являются самыми применимыми к нашим действиям каждый день. Большинство из них – это положительные заповеди! Хошен Мишрат – часть, которая имеет дело с финансовыми законами и избеганием нанесения ущерба. Это имеет отношение к левой стороне, следовательно, и слово Мишрат – суд.) Йора Деа включает самые разнообразные законы; эту часть изучают те, кто хочет получить смиху и стать раввинами, следовательно слово Деа – понимание. Эта часть, конечно соответствует изучению Торы. Наконец, Эвен Аэзэр – законы, касающиеся брака. Известно, что последняя буква Имени Всевышнего соответствует Сфире Малхут, которая имеет отношение к женскому аспекту. Отметьте также, что женщина всегда была символом спонтанной молитвы.

 

Мы хотели бы закончить теперь, отмечая, почему (по нашему мнению) авторы Шулхан Аруха выбрали второе и третьи качества как главные, которые будут упомянуты в первом законе. Известно, что наши действия в начале дня определяют, как хорошо день идет. Ецэр Ара (дурное наклонение) утром заставляет нас оставаться в кровати как можно дольше. Часто, тот, кто не встает вовремя пропускает надлежащее время, чтобы прочитать утреннее Шема, таким образом теряя возможность выполнить фундаментальную заповедь Торы. Он может также пропустить возможность вовремя помолится с общиной. День с таким началом обычно проходит без толку. Таким образом, тот, кто будет силен как лев, чтобы встать утром, имеет хороший шанс на служение Создателю как следует в остальной части дня.

 

РЕМА упоминания третье качество, так как это качество, помогает преодолеть давление со стороны других. Люди обычно находятся под влиянием среды окружения (РАМБАМ: Деот 6:1). Во многих случаях люди, которые окружают нас, высмеивают наше желание служить Создателю. Чтобы преодолевать это, мы нуждаемся в качестве смелости и дерзости. Вообще, дерзость обычно не является положительным качеством, но вставая против толпы и преодолевая давление окружающих, мы действительно должны использовать качество смелости, как леопард – маленькое животное с огромной дерзостью.