Глава Ахаре Мот.

 

Лерефуа шлема шель Раиса бат Соня.

 

 

1. Что значит слово Азазел?

 

Есть много мнений на этот счет. Самое простое объяснение, что Азазел символизировал наше дурное наклонение, или универсальную силу, которая уводит людей от праведности (обычно ее называют «Сатан»). Отпускание козла со всеми грехами Азазелю как бы символизировало, что грехи не наши, и мы не так уж виноваты в наших оплошностях. 

 

2. Быка и козла в Йом Кипур приносили особым образом. Их кровь прыскали внутри Храма и туши сжигали вне лагеря. А какие еще жертвы приносили подобным образом?

 

Если Санхедрин ошиблись, и народ из-за них ломал определенные запреты, или первосвященник ошибся в законе, и сделал из-за этого определенные грехи, они тоже приносили быков, которые никто не ел. А в случае ошибки Санхедрина, которая привела общину к греху идолопоклонства, приносились козлы, которые никто не ел.

 

3. Человек, который сталкивал козла Азазелю, становился ритуально нечистым. А кто еще становился в Йом Кипур нечистым, делая положенную процедуру дня?

 

Те, кто сжигали вне лагеря быка и другого козла.

 

4. Большинство жертв Йом Кипура сжигались и их никто не ел. А какую жертву дня съедали коэны и когда они это делали?

 

В Йом Кипур была и обычная жертва Хатат козла, как во все праздники, и ее ели коэны после конца поста.

 

5. Как успевал Коэн  Гадоль принести 15 жертв за один день? Ведь согласно Талмуду (Песахим 58а) принести жертву в среднем занимало час.

 

Возможно, это было чудом. Или на самом деле, когда требовалось, можно было принести жертвы гораздо быстрее чем за час, а то, что в Талмуде упоминается, что послеполуденная жертва занимала час, это потому, что никуда особенно не торопились.

 

6. Почему перед тем как перечислить запрещенных родственниц, Тора начинает со слов (Вайикра 18:3): «Не делайте, как делают в Египте»?

 

Возможно потому, что именно в Египте особенно практиковали инцест (многие фараоны были женаты на своих сестрах). Также возможно этой фразой Тора подсказывает и другие запреты, которые открыто не были упомянуты (например, лесбиянство, см. Шулхан Арух, Эвен Аэзер 20:2 от имени Сифра).

 

7. Тора запрещает жениться на любой тете, являющейся кровной родственницей, а также на одной тете, которая родственница не по крови, а потому, что она жена родного дяди. Какая именно жена дяди запрещена Торой?

 

Только жена брата отца по отцу запрещена Торой. Остальные тети, которые не родственницы по крови запрещены только раввинами.

 

Вопросы по Песах:

 

8. Если человек посчитал Омер неправильно (например, на третий день сказал, что сегодня четвертый день Омера), и вспомнил позже ночью, нужно ли делать броху, когда он считает заново?

 

Да.

 

9. А если он посчитал неправильно или вообще не посчитал, и потом вспомнил днем, что делать?

 

Днем считают без благословения, а на следующую ночь продолжают считать с брохой.

 

10. А если он вспомнил в конце дня, после захода солнца, но до выхода звезд, что теперь делать?

 

Следует посчитать без брохи, и в последующие ночи считать Омер только когда уже выйдут звезды. А насчет того, делать ли броху в последующие дни, есть диспут, и лучше всего услышать благословение от другого.

 

Вопросы на эрудицию:

 

11. Почему на Сфират Аомер не делается броха Шехехеяну?

 

Некоторые говорят, что, так как сегодня эта мицва в память о разрушенном Храме, то как же можно делать на это Шехехеяну? Возможно также это не отдельная мицва, а часть приготовления к Шавуоту, также как мы не говорим Шехехеяну на поиски Хамеца, и другие подобные мицвы.

 

12. Почему мы не считаем Сфират Аомер двумя вариантами вне земли Израиля, раз есть неуверенность какой день Йом Това настоящий?

 

Некоторые объясняют, что невозможно «считать» когда само число не определено. Считать можно только точно. (По этой причине, если человек не знает какой сегодня день Омера, по многим мнениям он не может с благословениями посчитать все разные варианты).

 

13. Почему некоторые Хасиды в ночь второго Седера первый раз считают Омер уже после Седера?

 

Они считают противоречием сначала посчитать Омер (указывая этим, что уже будний день, первый день после Песаха) а потом делать Седер (указывая этим, что все еще Йом Тов). Но большинство так не поступает, и вдобавок есть проблема устраивать трапезу (Седер), пока не посчитали Омер, ведь человек может забыть потом посчитать.

 

 Перейти к предыдущей главе